Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация заключила с другой организацией (сторона "А") договор об оказании услуг складской логистики. В рамках данного договора организация также оказывает погрузку и разгрузку прибывших на железнодорожный тупик вагонов (являются собственностью организации). Так как железнодорожный тупик небольшой протяженности и имеет всего четыре пути, а объемы работ и количество составов большие, был заключен договор с другой организацией (сторона "Б") об использовании железнодорожных путей необщего пользования для "простоя порожних вагонов", пока их не заберет собственник. Собственниками вагонов являются сторонние юридические лица и ИП, организация не связана с ними договорными обязательствами, но они привлечены стороной "А".
В настоящее время сторона "Б" выставила организации претензии за использование железнодорожных путей сверх установленного времени (собственники вагоны не забирают, и они продолжают простаивать). Собственникам вагонов организация не имеет права перевыставить претензии за понесенные убытки, так как организация и собственники не связаны договорными обязательствами. Остается только сторона "А", с которой организация связана договорными обязательствами. Но в договоре нет пункта, связанного с вопросом о простое порожних вагонов или использовании железнодорожных путей необщего пользования сверх нормы.
На какие нормы можно сослаться при перевыставления претензии стороне "А"? Правомерно ли перевыставление претензии стороне "А"?
Прежде всего отметим, что предоставить конкретный ответ на вопрос не представляется возможным, так как для ответа необходимо проанализировать условия договоров, заключенных между упомянутыми в вопросе организациями и, возможно, другими участниками перевозочного процесса, а также исследовать фактические обстоятельства. Мы можем лишь высказать некоторые соображения по существу изложенной в вопросе ситуации.
Законодательство, регулирующее отношения, связанные с пользованием услугами железнодорожного транспорта, не упоминает о договоре о предоставлении железнодорожного пути необщего пользования для отстоя порожних вагонов. На практике отношения, возникающие в связи с предоставлением железнодорожных путей для этих целей, могут регулироваться договором аренды (смотрите, в частности, постановление АС Московского округа от 10.02.2021 N Ф05-25752/20).
В соответствии со ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. В связи с несвоевременным возвратом имущества арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки, а также уплаты неустойки, если она предусмотрена договором.
Согласно п. 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26) время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Пунктом 4.1 Порядка взаимодействия с собственниками вагонов при перевозке грузов с применением электронных документов, подписанных ЭЦП (утвержден ОАО "РЖД" 09.10.2008 N 44, с изменениями, утвержденными ОАО "РЖД" 05.05.2009 и распоряжением ОАО "РЖД" от 01.12.2009 N 2443р) предусмотрено, что, получив уведомление о завершении грузовых операций и готовности вагонов к уборке или о возврате вагонов на выставочный путь, приемосдатчик на печатающем устройстве, подключенном к системе ЭТРАН и расположенном на рабочем месте приемосдатчика станции, либо агент (или товарный кассир) АФТО на АРМ ППД вводит номера выгруженных вагонов.
На основании данных оригиналов накладных, полученных от компании-собственника, система ЭТРАН автоматически формирует по указанным вагонам в электронном виде вагонный лист формы ГУ-38а (для повагонных отправок) или заготовку вагонного листа формы ГУ-38б (для групповых и маршрутных отправок) с отметкой "С электронной накладной" в верхней части, а также заготовку дополнительного листа к вагонному листу формы ГУ-38б при необходимости пломбирования порожних вагонов после выгрузки из них груза.
При этом, как следует из п. 1.1 того же Порядка, под компаниями-собственниками в нем понимаются собственники вагонов и компании-операторы.
Согласно п. 50 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом (утверждены приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374) отправителем порожних вагонов является:
- владелец вагона, в том числе оператор железнодорожного подвижного состава;
- грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона.
Пунктом 51 тех же Правил установлено, что при предъявлении порожнего вагона к перевозке уполномоченным в соответствии с гражданским законодательством РФ лицом перевозчик имеет право проверить его полномочие. Не требуется предъявление полномочий или иных указаний владельца вагона, если право на предъявление порожнего вагона к перевозке будет подтверждено данным владельцем вагона с помощью электронных средств связи в соответствии с договором между перевозчиком и владельцем вагона.
Заметим, что оператором железнодорожного подвижного состава, контейнеров признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом (ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
Как отмечается в судебной практике, после окончания перевозки ни грузоотправитель, ни грузополучатель не могут нести за несвоевременную уборку вагонов с места их выгрузки, и, в отсутствие указания владельца вагона, не могут давать перевозчику распоряжения о дальнейшей транспортировке порожних вагонов, которые им не принадлежат (постановление АС Дальневосточного округа от 30.08.2016 N Ф03-3407/16).
В спорных ситуациях, связанных с отправкой порожних вагонов после выгрузки, суды указывают, что собственник вагона должен совершить определенное действие - обратиться к перевозчику с запросом-уведомлением на перевозку порожних вагонов. В качестве такого запроса-уведомления используется бланк транспортной железнодорожной накладной, а при оформлении электронной накладной на перевозку - заготовка электронной накладной в программе АС ЭТРАН перевозчика. При отсутствии в программе АС ЭТРАН заготовки накладной, согласованной заявки на перевозку груза ГУ-12 или другой необходимой информации, а также при отсутствии у перевозчика технических и/или технологических возможностей для перевозки вагонов, электронная накладная не оформляется и вагон к перевозке не принимается.
Грузополучатель для своевременного возврата вагонов должен совершить только действия технологического характера: выгрузить вагоны и доставить их в порожнем виде на выставочные железнодорожные пути для сдачи перевозчику.
В свою очередь, собственники вагонов должны осуществить действия по оформлению вагонов к перевозке - создать в системе АС ЭТРАН перевозчика электронную накладную и направить ее на согласование перевозчику, а при отказе перевозчика в согласовании принять меры для устранения причин отказа (постановление Восемнадцатого ААС от 25.01.2023 N 18АП-17267/22).
Вместе с тем, как следует из изложенного, распоряжение перевозчику об отправке порожних вагонов может дать не только собственник, но и владелец вагонов, собственником не являющийся, а также лицо, уполномоченное таким собственником или владельцем.
Из вопроса неясно, кто является владельцем вагонов, кто именно и на основании каких документов должен обеспечивать отправку порожних вагонов. Как мы поняли, ни данная организация, ни организация "Б" владельцем упомянутых вагонов не являются.
Представляется, что организация, инициировавшая размещение порожних вагонов на железнодорожных путях организации "Б", также должна принимать меры по организации уборки этих вагонов на собственные пути (железнодорожный тупик) по окончании согласованного с организацией "Б" срока. Как мы поняли из вопроса, такой уборке препятствует то обстоятельство, что владельцы вагонов не представили перевозчику необходимые документы, в связи с чем железнодорожный тупик, куда должны подаваться вагоны для последующей уборки на железнодорожный путь общего пользования и перевозки, оказывается занятым.
В подобной ситуации, как мы полагаем, организация во всяком случае должна принимать разумные и зависящие от нее меры для организации уборки порожних вагонов на железнодорожные выставочные пути в целях их последующей перевозки, так как размещение вагонов на путях железнодорожного тупика и на железнодорожных путях необщего пользования организации "Б", очевидно, имеет временный характер (смотрите также постановление АС Уральского округа от 20.09.2022 N Ф09-6430/22).
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 2 ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
Из вопроса следует, что обязанность организации принимать вагоны на пути железнодорожного тупика вытекает из договорных отношений с организацией "А". Обязательство связывает его стороны и не создает обязанностей для третьих лиц (ст. 308 ГК РФ). Можно предположить, что именно организация "А", создавшая условия для перевозки, напрямую или опосредованно вступила в отношения, связанные с пользованием вагонами, которые предоставил оператор железнодорожного подвижного состава. Отсутствие в договоре условия о простое вагонов сверх определенных сроков само по себе не исключает обязанность организации "А" совершить действия, необходимые для уборки вагонов с железнодорожных путей организации, срок исполнения такой обязанности может быть определен в соответствии с п. 2 ст. 314 ГК РФ.
Таким образом, с нашей точки зрения, ответ на вопрос зависит от того, у кого именно по окончании разгрузки возникает обязанность инициировать уборку порожних вагонов на железнодорожный путь общего пользования и их принятие перевозчиком. Для этого необходим прежде всего анализ условий договора, заключенного организацией с организацией "А". На наш взгляд, если из условий этого договора не следует, что такие действия совершает организация в рамках каких-либо иных отношений, то ответственность за совершение действий, необходимых для уборки порожних вагонов, несет сторона, по поручению которой эти вагоны приняты на железнодорожные пути организации, то есть организация "А". Следовательно, именно к этой организации в принципе может быть предъявлено требование о возмещении убытков в виде расходов на оплату простоя вагонов сверх установленных сроков на железнодорожных путях организации "Б" (ст. 151, 393 ГК РФ, смотрите также постановление АС Северо-Кавказского округа от 28.06.2023 N Ф08-5153/23).
Подчеркнем, что ответ выражает наше экспертное мнение, которое может не учитывать те или иные фактические обстоятельства и разойтись с позицией суда в конкретной спорной ситуации. Поскольку организация "А не является стороной договора с организацией "Б", в котором определен срок нахождения вагонов на железнодорожных путях последней, размер убытков в такой ситуации можно определить (как и оценить саму перспективу их взыскания) только после изучения всех значимых обстоятельств и условий заключенных договоров.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
10 марта 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.