Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Может ли муниципальный служащий в территориальном органе администрации муниципального образования осуществлять муниципальный контроль при том, что ни должностной инструкцией, ни положением об отделе, в котором такой служащий работает, не предусмотрено исполнение таких полномочий?

11 декабря 2025

Может ли муниципальный служащий в территориальном органе администрации муниципального образования осуществлять муниципальный контроль, притом что ни должностной инструкцией, ни положением об отделе, в котором такой служащий работает, не предусмотрено исполнение таких полномочий, однако орган администрации положением о виде контроля наделяется полномочиями на осуществление муниципального контроля? Есть ли судебная практика по данному вопросу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Полномочия по осуществлению вида муниципального контроля должны быть закреплены в должностной инструкции должностного лицо контрольного (надзорного) органа, а также предусмотрены положением об отделе.

Обоснование вывода:

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентированы Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона N 248-ФЗ муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Вид регионального государственного контроля (надзора), вид муниципального контроля подлежат осуществлению при наличии в границах субъекта Российской Федерации, границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля (ч. 9 ст. 1 Закона N 248-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 26 Закона N 248-ФЗ контроллирующими органами по осуществлению муниципального контроля являются органы местного самоуправления.

Определение органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (п. 5 ст. 26 Закона N 248-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, а также иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

С учетом вышеизложенного, по смыслу ст. 26-27 Закона N 248-ФЗ должностные лица, осуществляющие муниципальный контроль, действуют от лица конкретного органа в структуре органов местного самоуправления, при этом организационная структура, полномочия, функции, порядок деятельности такого органа определяются муниципальным образованием самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами.

Таким образом, органом местного самоуправления создаются специализированные органы муниципального контроля, либо полномочиями по осуществлению муниципального контроля наделяются должностные лица иных органов (включая территориальные органы местной администрации) (смотрите, например, постановление администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области от 29 октября 2024 г. N 1234-П "Об утверждении положения об отделе муниципального контроля администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области", положение администрации Никифоровского муниципального округа Тамбовской области от 9 января 2024 г. N 41, положение Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 21 сентября 2021 г. N 30/5-694 о муниципальном жилищном контроле на территории муниципального образования город Норильск, постановление администрации муниципального образования Узловский район Тульской области от 1 июня 2022 г. N 1034 "Об утверждении Положения об отделе муниципального контроля администрации муниципального образования Узловский район").

Также отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона N 248-ФЗ от имени контрольного (надзорного) органа государственный контроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица:

- руководитель (заместитель руководителя) контрольного (надзорного) органа;

- должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду государственного контроля (надзора), виду муниципального контроля, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее также - инспектор).

Таким образом, полномочия по осуществлению вида муниципального контроля должны быть предусмотрены как положением об отделе, так и должностной инструкцией.

Отсутствие указанных документов создает правовую неопределенность рассматриваемого вопроса. Например, в случае обжалования решения, принятого должностным лицом контрольного (надзорного) органа, судебные органы проверяют в том числе должностные инструкции с целью установления наличия полномочий у данного лица на осуществление муниципального контроля, выдачу предписаний или предостережений (смотрите, например, апелляционное определение СК по административным делам Кировского областного суда от 22 октября 2024 г. по делу N 33а-6090/2024, решение Арбитражного суда Московской области от 4 октября 2023 г. по делу N А41-66782/2022, решение Красногорского районного суда Брянской области от 26 сентября 2024 г. по делу N 2а-296/2024).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ковбасюк Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

12 марта 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное