Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Вправе ли орган, являющийся стороной соглашения о предоставлении гранта в форме субсидии, предоставить получателю субсидии рассрочку при возврате остатка субсидий прошлых лет?

5 марта 2025

Получатель гранта в форме субсидии, предоставленной из регионального бюджета в прошлые годы, в ответ на требование о возврате остатка субсидии в связи с нарушением условий ее предоставления указал, что готов вернуть средства в бюджет в течение года частями.
Вправе ли орган, являющийся стороной соглашения о предоставлении субсидии, предоставить получателю субсидии рассрочку?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Добровольное предоставление рассрочки по решению органа, являющегося стороной соглашения о предоставлении субсидии, не обеспечивает соблюдения принципов бюджетной системы РФ.

Обоснование вывода:

Правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами БК РФ, не являются бюджетными правоотношениями. Следовательно, к отношениям сторон по исполнению условий соглашений о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. К такому выводу судебные инстанции приходят в том случае, когда речь идет о возможности применения ст. 395 ГК РФ в случаях несвоевременного возврата субсидии ее получателем (смотрите, в частности, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024 N 15АП-1021/24 по делу N А32-14418/2023).

Вместе с тем гражданское законодательство, регулирующее договорные отношения, основывается на принципе свободы договора, который предполагает наличие у сторон любого гражданско-правового договора права определить его условия по своему усмотрению, кроме случаев, когда содержание того или иного условия предписано законом либо иными правовыми актами (императивными нормами) (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). Положения гражданского законодательства могут быть применены к соглашению о предоставлении субсидии только в том случае, если последствия их применения не противоречат публичным интересам.

Обязательство по возврату субсидии в бюджет возникает в момент нарушения условий предоставления субсидии (смотрите, в частности, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30.03.2016 N Ф09-2354/16 по делу N А71-12635/2015). Сроки возврата субсидий и средств, полученных на основании договоров (соглашений), заключенных с получателями субсидий, в бюджет бюджетной системы Российской Федерации являются существенным условием соглашения о предоставлении субсидии. Причем указанные в соглашении сроки не могут быть изменены по волеизъявлению сторон соглашения о предоставлении субсидии, поскольку устанавливаются соответствующим правовым актом (подп. "б" п. 10 Общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.10.2023 N 1782).

Неисполнение требований о возврате субсидии в добровольном порядке является основанием для взыскания ее в судебном порядке. В том случае, если получателем субсидий факт нарушения условий ее предоставления не оспаривается, то суды по общему правилу удовлетворяют исковые требования в полном объеме. При этом получатель субсидии не лишен права ходатайствовать о рассрочке исполнения судебного акта (смотрите, например, решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.12.2024 по делу N А73-18413/2024).

При этом судебные инстанции указывают, что предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как взыскателя, так и должника.

Добровольное предоставление рассрочки по решению органа, являющегося стороной соглашения о предоставлении субсидии, не обеспечивает соблюдения принципов бюджетной системы РФ, в частности, принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).

Во-первых, субсидии из бюджетов бюджетной системы РФ должны предоставляться на равных для неопределенного круга лиц условиях: только в этом случае будет соблюдаться баланс публичных и частных интересов. Решение о предоставление рассрочки для возврата средств в доход бюджета, принятое ГРБС в отсутствие соответствующих положений в правовом акте, регламентирующем порядок предоставления субсидий, будет означать, что отдельному хозяйствующему субъекту предоставлено преимущество, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности.

Во-вторых, сама по себе обязанность по возврату в бюджет субсидии обусловлена недостижением результата ее предоставления. Рассрочка же исполнения обязанности возврату средств отдаляет реальную защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц, поскольку бюджетные средства являются публичной собственностью. Именно поэтому судебные инстанции, рассматривая возможность предоставления рассрочки в подобных ситуациях, указывают, что основания для отсрочки/рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий (смотрите, в частности, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2023 N 16АП-1799/23 по делу N А63-16409/2021).

В рассматриваемой ситуации орган, являющийся стороной соглашения о предоставлении субсидии, в рамках исполнения полномочий, предусмотренных ст. 160.1 и 158 БК РФ, обязан принять меры по взысканию задолженности в судебном порядке, включив в объем исковых требований проценты за пользования чужими денежными средствами.

К сведению.

Рассмотрение вопроса о возможности предоставления отсрочки (рассрочки) платежа, реструктуризации дебиторской задолженности по доходам в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, упоминается в качестве одного из мероприятий по урегулированию дебиторской задолженности по доходам в досудебном порядке (п. 5 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 26.09.2024 N 139н). Однако следует заметить, что речь идет только о случаях, когда возможность предоставления рассрочки прямо предусмотрена соответствующими правовыми актами в отношении доходов по платежам в бюджет, к числу которых доходы от возврата остатка субсидий прошлых лет не относятся.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Попкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

13 февраля 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное