Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Имеет ли право женщина в возрасте 55 лет, находящаяся в предпенсионном возрасте, не платить государственную пошлину при рассмотрении её дела (об установлении юридического факта) в суде общей юрисдикции?
Федеральным законом от 30.10.2018 N 378-ФЗ "О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрены дополнительные социальные гарантии физическим лицам в связи с поэтапным повышением с 2019 г. пенсионного возраста для различных категорий граждан, в том числе в случае назначения социальной пенсии или досрочного выхода на пенсию. Согласно закону указанные лица с налогового периода 2019 г. имеют право на льготы по земельному налогу в виде налогового вычета на величину кадастровой стоимости 6 соток (ст. 391 Кодекса) и по налогу на имущество физлиц в виде освобождения от уплаты по одному объекту определенного вида (ст. 407 Кодекса)*(1). При этом никаких льгот по уплате госпошлины лицам предпенсионного возраста нормами НК РФ не установлено.
Между тем обратим внимание на следующее.
В соответствии со ст. 90 ГПК РФ основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 2 ст. 333.20 НК РФ предусмотрено, что Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 настоящего Кодекса.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2024 г.) в ответе на вопрос "Какие обстоятельства следует учитывать суду при разрешении ходатайств о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, об освобождении от ее уплаты или уменьшении ее размера?" указано, в частности, следующее: Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера или освобождение от ее уплаты производятся судом по письменному ходатайству заявителя. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении (заявлении), апелляционной, кассационной или надзорной жалобе либо в отдельном заявлении, приложенном к соответствующему заявлению (жалобе). Ходатайство, поданное до обращения с исковым заявлением (заявлением) или жалобой, судом не рассматривается. В ходатайстве должно быть приведено мотивированное обоснование с приложением документов с актуальными сведениями, свидетельствующих о том, что имущественное положение заявителя не позволяет уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления (заявления), апелляционной, кассационной или надзорной жалобы. Во внимание могут быть приняты предшествующие обращению в суд действия заявителя по снятию или перечислению остатка денежных средств со счета.
При оценке имущественного положения заявителя суду следует устанавливать объективную невозможность уплаты государственной пошлины в необходимом размере. При разрешении ходатайства о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты суду следует принимать во внимание необходимость обеспечения доступа к правосудию гражданам и организациям с целью реализации ими права на судебную защиту, если их имущественное положение не позволяет уплатить государственную пошлину. В то же время важно учитывать, что институт государственной пошлины призван выполнять в том числе предупреждающую функцию, а также содействовать развитию примирительных процедур.
С учетом положений ст. 64 НК РФ к сведениям, подтверждающим имущественное положение заявителя, которые суду следует оценить при решении вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, об освобождении от ее уплаты или уменьшении ее размера, в частности, относятся:
1) подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов заявителя в кредитных организациях;
2) подтвержденные указанными кредитными организациями данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам;
3) подтвержденные указанными кредитными организациями данные о ежемесячном обороте средств по соответствующим счетам за три месяца, предшествующие подаче ходатайства;
4) при наличии у заявителя счета цифрового рубля - аналогичные сведения относительно остатка средств и оборота по указанному счету;
5) подтвержденные надлежащим образом сведения о заработной плате, пенсии и об иных доходах заявителя - физического лица.
В дополнение к документам, содержащим указанные сведения, заявитель по своему усмотрению вправе представить суду иные доказательства, подтверждающие тот факт, что его имущественное положение не позволяет уплатить государственную пошлину на момент обращения в суд.
Гражданин, ссылающийся на то, что на его иждивении находятся члены семьи или иные лица, вправе представить сведения о составе семьи и наличии иждивенцев, о доходах совместно проживающих членов семьи с расчетом средней суммы, приходящейся на каждое лицо. Учитывая, что обстоятельства, подтверждающие возможность освобождения от уплаты государственной пошлины, в любом случае являются более существенными, чем факты, подтверждающие основания для отсрочки или рассрочки ее уплаты, суд при отсутствии таких оснований не может освободить заявителя от обязанности уплатить государственную пошлину. Соответствующие обстоятельства должны приниматься во внимание и при рассмотрении вопроса об уменьшении размера государственной пошлины, имея в виду, что уменьшение представляет собой освобождение от ее уплаты в части.
Анализ судебной практики показывает, что суды принимают во внимание предпенсионный возраст заявителя, если это сказывается на его материальном положении.
Так, в одном из дел истец в обоснование доводов об освобождении его от уплаты госпошлины ссылался на свой предпенсионный возраст, на то обстоятельство, что он не работает, имеет на иждивении двоих детей, в том числе ребенка-инвалида, осуществляет уход за пожилой матерью, которая также является инвалидом, у него отсутствуют денежные средства на счетах в банках, проживает в однокомнатной квартире в составе четырех человек, в обоснование чего им были представлены соответствующие документы. Суд апелляционной инстанции указал, что представленные истцом документы свидетельствуют о трудном имущественном положении истца и об отсутствии у него возможности оплаты государственной пошлины, в связи с чем счел, что имеются основания для освобождения истца от уплаты государственной пошлины, поскольку отказ в освобождении от уплаты государственной пошлины препятствует заявителю в доступе к правосудию (апелляционное определение Астраханского областного суда от 20.07.2023 по делу N 33-2665/2023).
В другом деле заявитель представил в суд ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, либо уменьшении ее размера, предоставлении отсрочки ее уплаты за подачу апелляционной жалобы. В качестве основания истец указал тяжелое материальное положение - отсутствие доходов, то, что он является предпенсионером и зарегистрирован на бирже труда в качестве безработного. В подтверждение указанных обстоятельств приложил справку филиала центра занятости населения, выписку по счету дебетовой карты, копию трудовой книжки. Суд, исследовав эти доказательства, нашел доводы заявителя о его затруднительном имущественном положении обоснованными, в связи с чем предоставил отсрочку уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы (определение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 13.12.2024 по делу N 13-930/2024).
Еще в одном деле истец обратился в суд с ходатайством об уменьшении размера уплаты государственной пошлины до минимального размера в связи с тем, что нигде не работает, является предпенсионером, получает незначительный доход от подсобного хозяйства, находится в трудном материальном положении. Суд принял во внимание материальное положение истца и ходатайство о снижении размера уплаты государственной пошлины удовлетворил (решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 18.05.2020 по делу N 2-121/2020).
В апелляционном определении Иркутского областного суда от 01.06.2023 по делу N 33-3807/2023 указано, что сам по себе факт того, что истец в настоящее время не трудоустроена, относится к гражданам предпенсионного возраста, может послужить основанием к уменьшению размера государственной пошлины. По мнению суда апелляционной инстанции отсутствие у истца возможности исполнить обязанность по уплате государственной пошлины в полном объеме не должно препятствовать осуществлению ею права на судебную защиту, а иное вступало бы в противоречие с положениями Конституции РФ, гарантирующими государственную, в том числе судебную защиту прав и свобод (смотрите также апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 16.02.2023 по делу N 11-2361/2023, апелляционное определение Иркутского областного суда от 19.04.2023 по делу N 33-3413/2023, решение Талицкого районного суда Свердловской области от 13.05.2014 по делу N 2-173/2014, решение Бобровского районного суда Воронежской области от 04.07.2013 по делу N 2-482/2013, постановление Президиума Верховного суда Республики Башкортостан от 11.05.2011).
Отметим, что сам по себе факт, что истец относится к гражданам предпенсионного возраста не является основанием для освобождения его судом от уплаты госпошлины, либо уменьшения ее размера, либо предоставлении отсрочки (рассрочки) ее уплаты, и если не представлены доказательства, являющиеся основанием для освобождения от уплаты государственной пошлины, суды в удовлетворении подобных заявлений отказывают (апелляционное определение Красноглинского районного суда г. Самары Самарской области от 19.08.2024 по делу N 11-41/2024).
В частности, как видно из представленной судебной практики, все истцы, заявляющие ходатайства об освобождения судом их от уплаты госпошлины, либо уменьшении ее размера, либо предоставлении отсрочки (рассрочки) ее уплаты, не были трудоустроены и не имели постоянного дохода, в связи с чем находились в тяжелом материальном положении.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Данилова Наталья
Ответ прошел контроль качества
24 января 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите:
- Домашняя правовая энциклопедия. Пенсии. Предпенсионный возраст (январь 2025);
- Памятка предпенсионеру: льготы, права, гарантии (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).