Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Суть процедуры банкротства ООО по заявлению самого общества, риски директора и участников

11 июля 2024

Какова суть процедуры банкротства ООО по заявлению самого общества? Каковы риски директора и участников?

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве) предусматривает две ситуации, когда должник может подать заявление о признании его банкротом (заявление должника): добровольная подача заявления и обязательная:

- должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст. 8 Закона о банкротстве);

- руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в ситуациях, указанных в ст. 9 Закона о банкротстве. Неисполнение или несвоевременное исполнение этой обязанности является основанием для привлечения к субсидиарной ответственности по долгам должника, возникшим после истечения срока на подачу заявления должника (ст. 61.12 Закона о банкротстве, смотрите подробнее Энциклопедия решений. Подача должником - юридическим лицом заявления о собственном банкротстве (заявление должника), Энциклопедия решений. Субсидиарная ответственность руководителя и иных лиц за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника при банкротстве).

О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд. В определении о принятии заявления суд указывает дату судебного заседания по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом, которое проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом (п. 2 и абзац второй п. 6 ст. 42 Закона о банкротстве).

По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений (п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве):

- о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;

- об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения;

- об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве (смотрите подробнее Энциклопедия решений. Рассмотрение судом обоснованности заявления о признании должника банкротом

При признании судом заявления о признании должника банкротом обоснованным суд вводит процедуру наблюдения. Эта процедура применяется в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника внешним управляющим, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2, п. 3 ст. 48, ст. 49 Закона о банкротстве, смотрите подробнее Энциклопедия решений. Первое собрание кредиторов должника-юридического лица).

Все обязательства должника, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, делятся на текущие (возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом) и так называемые "реестровые" (возникшие до даты принятия заявления о признании должника банкротом) (ст. 5 Закона о банкротстве). Текущие обязательства исполняются в обычном порядке с соблюдением установленной законом очередности (ст. 5, п. 2 ст. 134 Закона о банкротств, смотрите также Энциклопедия решений. Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам в конкурсном производстве и при недостаточности у должника-юридического лица денежных средств в иных процедурах банкротства).

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по реестровым обязательствам могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, установленного ст. 71 Закона о банкротстве. Для целей участия в первом собрании должника - юридического лица кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения (п. 1 ст. 71 Закона о банкротстве). Срок исчисляется с даты опубликования сведений о введении соответствующей процедуры банкротства в газете "Коммерсантъ (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве, распоряжение Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р).

В процедуре наблюдения на должника накладываются ограничения, установленные ст. 64 Закона о банкротстве. Иные последствия введения наблюдения определены статьей 63 Закона о банкротстве.

Как мы уже указали, в процедуре наблюдения временным управляющим, назначенным судом, проводится финансовый анализ состояния должника (смотрите подробнее Энциклопедия решений. Анализ финансового состояния должника), проводится первое собрание кредиторов должника, которое собирается с целью определения дальнейшей судьбы должника, в частности, о том какая процедура банкротства будет вводиться следующей. При введении наблюдения суд указывает в определении суда дату, к которой временный управляющий должен предоставить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 67 Закона о банкротстве). Как показывает анализ судебной практики, обычно процедура наблюдения вводится на срок от пяти до семи месяцев.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве (п. 1 ст. 75 Закона о банкротстве).

Реестровые требования кредиторов, не заявленные в процедуре наблюдения, могут быть заявлены в последующих процедурах. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (п. 2 и п.4 ст. 142 Закона о банкротстве). Рассмотрение судом требований кредиторов, заявленных в иных, кроме наблюдения, процедурах банкротства, осуществляется в порядке, установленном ст. 100 Закона о банкротстве.

Финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. В этой процедуре расчеты с конкурсными кредиторами должника проводятся в соответствии с графиком погашения задолженности, утвержденным судом (ст. 84 Закона о банкротстве). Также обязательства должника могут быть исполнены учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами (ст. 85.1 Закона о банкротстве). Последствия введения финансового оздоровления установлены ст. 81 Закона о банкротстве.

Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности. В этой процедуре реализуется план внешнего управления, который должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника (ст. 106 Закона о банкротстве). Если в ходе этой процедуры восстанавливается платёжеспособность должника, то проводятся расчеты с кредиторами (п. 6 ст. 119, ст. 120 Закона о банкротстве). Также обязательства должника могут быть исполнены учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами (ст. 113 Закона о банкротстве). В этой процедуре прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего (п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве), иные последствия введения внешнего управления установлены ст. 94 Закона о банкротстве.

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. В этой процедуре реализуется имущество должника в порядке, утвержденном собранием кредиторов, и за счет вырученных средств проводятся расчеты с конкурсными кредиторами в установленной очередности (ст. 134 Закона о банкротстве). Она вводится, если восстановление платежеспособности должника не представляется возможной. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника (п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве), иные последствия открытия конкурсного производства установлены ст. 126 Закона о банкротстве.

После завершения расчетов с кредиторами в процедуре конкурсного производства конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. После рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со ст. 125 Закона о банкротстве - определение о прекращении производства по делу о банкротстве (п. 1 ст. 147, п. 1 ст. 149 Закона о банкротстве).

Арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (п. 2 и п. 3 ст. 149 Закона о банкротстве).

В ходе любой процедуры возможно заключение мирового соглашения (ст. 150 Закона о банкротстве), при его утверждении судом дело о банкротстве подлежит прекращению (п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве).

В соответствии со ст. 51 Закона о банкротстве дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Этот срок может быть продлен (п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках"). На практике дела о банкротстве могут рассматриваться по несколько лет.

Рассмотрение дела о банкротстве возможно только при наличии у должника средств на финансирование этих процедур. В отсутствие у него таких средств суд может предложить профинансировать процедуры конкурсным кредиторам, при их несогласии дело о банкротстве будет прекращено (абзац восьмой п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве).

В соответствии со ст. 61.11 Закона о банкротстве контролирующие лица должника могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам общества, если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия указанных лиц. Привлечение к субсидиарной ответственности по данному основанию возможно, если установлена вина контролирующего должника лица в невозможности полного расчета с кредиторами. Такое лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности, если оно действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей (участников), не нарушая при этом имущественные права кредиторов, и если докажет, что его действия совершены для предотвращения еще большего ущерба интересам кредиторов (п. 10 ст. 61.11 Закона о банкротстве). Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, такие лица несут субсидиарную ответственность солидарно (п. 8 ст. 61.11 Закона о банкротстве). Требование о субсидиарной ответственности контролирующих лиц рассматривается в деле о банкротстве (ст. 61.16 Закона о банкротстве).

Под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий. Презюмируется, что контролирующими лицами ООО являются в том числе его директор и участник с долей участия более 50% (ст. 61.10 Закона о банкротстве, смотрите подробнее Энциклопедия решений. Субсидиарная ответственность руководителя и иных контролирующих должника лиц за невозможность полного погашения требований кредиторов при банкротстве, Энциклопедия решений. Контролирующее лицо должника при банкротстве).

В том случае, когда причиненный контролирующими лицами, указанными в ст. 53.1 ГК РФ, вред исходя из разумных ожиданий не должен был привести к объективному банкротству должника, такие лица обязаны компенсировать возникшие по их вине убытки в размере, определяемом по правилам ст. 15, 393 ГК РФ. При недоказанности оснований привлечения к субсидиарной ответственности, но доказанности противоправного поведения контролирующего лица, влекущего иную ответственность, в том числе установленную ст. 53.1 ГК РФ, суд принимает решение о возмещении таким контролирующим лицом убытков (п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", смотрите подробнее Энциклопедия решений. Взыскание убытков при банкротстве с руководителя должника, членов его органов управления, лиц, определяющих его действия).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга

Ответ прошел контроль качества

3 мая 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное