Является ли организация налоговым агентом по НДФЛ в связи с выплатой физическому лицу-правообладателю вознаграждения за согласие на регистрацию схожего товарного знака?
Юридическое лицо и физическое лицо (правообладатель) заключили договор о выдаче правообладателем письма-согласия на регистрацию схожего товарного знака (разовая сделка). Юридическое лицо выплатило вознаграждение по этому договору в пользу физического лица.
Является ли в данном случае юридическое лицо налоговым агентом, который должен уплатить с дохода физического лица НДФЛ? Нужно ли удерживать 13% с вознаграждения для уплаты НДФЛ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации правообладатель должен самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ с полученного вознаграждения. Соответственно, юридическое лицо, выплатившее правообладателю указанный доход, налоговым агентом по НДФЛ не признается и не должно исчислять, удерживать и перечислять данный налог в бюджет.
Обоснование позиции:
Объектом налогообложения по НДФЛ (далее также - налог) для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, признается доход, полученный ими от источников как в РФ, так и за пределами РФ (п. 1 ст. 209 НК РФ).
Для целей НДФЛ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 НК РФ (п. 1 ст. 41 НК РФ).
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).
Таким образом, принимая во внимание, что ст. 217 НК РФ, освобождающая отдельные доходы от налогообложения, в рассматриваемой ситуации не применяется, выплаченное физическому лицу - правообладателю вознаграждение за согласие на регистрацию схожего товарного знака подлежит включению в расчет его налоговых обязательств по НДФЛ.
На основании п. 1 ст. 226 НК РФ налоговыми агентами по НДФЛ признаются, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, которые обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму налога в бюджет. Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата НДФЛ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Это справедливо с учетом особенностей исчисления и (или) уплаты НДФЛ по отдельным видам доходов, установленных ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 226.2, 227, 228 НК РФ.
Выплаченный в анализируемой ситуации физическому лицу - правообладателю доход прямо не поименован в ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 226.2, 227, 228 НК РФ. Вместе с тем нужно учитывать, что в силу подп. 2 п. 1, п. 2 ст. 228 НК РФ самостоятельно исчисляют и уплачивают в бюджет НДФЛ физические лица в отношении доходов, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено главой 23 НК РФ.
С учетом п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128 ГК РФ в данном случае отсутствует факт получения физическим лицом - правообладателем дохода от продажи имущества. Что касается дохода от продажи имущественных прав, то определение понятия "имущественные права" в НК РФ отсутствует. Для раскрытия данного понятия на основании п. 1 ст. 11 НК РФ следует обратиться к нормам гражданского законодательства. Однако ГК РФ также не дает четкого ответа на вопрос о том, что такое имущественные права в целом и относится ли к ним, в частности, предоставленное правообладателем другому лицу согласие на регистрацию товарного знака со схожим названием. В юридической литературе встречается следующее определение имущественного права: это такое право, которое подлежит денежной оценке, имеет меновую стоимость (Погребинская Т.Ю. Средства индивидуализации: фирменные наименования, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения. Гражданско-правовая охрана в Российской Федерации: сборник схем информационно-справочного характера (5-е изд., перераб. и доп.). - Специально для системы ГАРАНТ, 2016).
Пунктом 3 ст. 1484 ГК РФ установлено, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в подп. 1, 2 п. 6 ст. 1483 ГК РФ, допускается с согласия правообладателя при условии, что такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя (п. 6 ст. 1483 ГК РФ).
Согласие правообладателя на регистрацию сходного до степени смешения обозначения является способом распоряжения исключительным правом на товарный знак, прямо не предусмотренным ст. 1233, 1484 ГК РФ (смотрите материал: Согласие правообладателя как способ распоряжения исключительным правом на товарный знак в пределах его действия (Н.Ю. Сергеева, журнал "Гражданин и право", N 10, октябрь 2019 г.)).
Как видим, в результате получения от правообладателя разрешения лицо получает право на регистрацию и использование сходных с товарным знаком правообладателя обозначений. Поскольку такое право в результате заключения возмездной сделки получает денежную оценку, полагаем, что оно может быть квалифицировано в качестве имущественного права, в том числе и для целей налогообложения.
Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации правообладатель должен самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ с дохода, полученного в результате продажи юридическому лицу имущественного права. Соответственно, юридическое лицо, выплатившее правообладателю указанный доход, налоговым агентом по НДФЛ не признается и не должно исчислять, удерживать и перечислять данный налог в бюджет.
Официальных разъяснений и материалов судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено. Выраженная позиция является нашим экспертным мнением. Не исключено, что налоговый орган при проверке будет придерживаться иной позиции. Для более объективной оценки налоговых рисков рекомендуем обратиться за соответствующими письменными разъяснениями также и в Минфин России (подп. 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
5 мая 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.