Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Есть ли новый бланк путевого листа? Какие были новшества с 01.09.2023? За что могут оштрафовать? У организации (транспортная компания, а торговая - производство) менеджеры работают удаленно в регионах, при поездках к клиентам на своем автомобиле заполняют путевой лист, но там нет медика, механика. Как быть в подобных ситуациях? Может ли сам менеджер по приказу заполнять эти пункты?

Есть ли новый бланк путевого листа? Какие были новшества с 01.09.2023? За что могут оштрафовать? У организации (транспортная компания, а торговая - производство) менеджеры работают удаленно в регионах, при поездках к клиентам на своем автомобиле заполняют путевой лист, но там нет медика, механика. Как быть в подобных ситуациях? Может ли сам менеджер по приказу заполнять эти пункты?

Есть ли новый бланк путевого листа? Какие были новшества с 01.09.2023? За что могут оштрафовать? У организации (транспортная компания, а торговая - производство) менеджеры работают удаленно в регионах, при поездках к клиентам на своем автомобиле заполняют путевой лист, но там нет медика, механика. Как быть в подобных ситуациях? Может ли сам менеджер по приказу заполнять эти пункты?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Бланк путевого листа с учетом изменений представляем. Относительно вопросов его оформления с учетом ситуации однозначного ответа нет. 

Обоснование вывода:

Судебная практика по существу вопроса, связанного с использованием личных автомобилей работниками организации или автомобилей работодателя в служебных целях, не являющихся водителями согласно штатному расписанию организации, неоднозначна.

Так, в частности, исходя из постановления АС Уральского округа от 02.08.2017 N Ф09-3915/17, определения Московского горсуда от 18.09.2018 по делу N 33а-6141/2018, следует вывод, что в отношении работников организации, использующих собственные автомобили или автомобили работодателя для служебных поездок (разъезды по городу, командировки и т.д.), но при этом не являющихся водителями, не перевозящих в автомобиле других лиц или грузы в рамках исполнения своих трудовых обязанностей, к работодателю не могут быть применены нормы ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ, а равно на них не распространяются обязанности в части организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров.

Вместе с тем существует и противоположный подход судов, смотрите, например, постановления ВС РФ от 19.12.2016 N 18-АД16-173, АС Северо-Кавказского округа от 27.08.2015 N Ф08-5674/15. Согласно позиции, изложенной в приведенных решениях, предрейсовый медосмотр обязаны проходить и те работники, которые не приняты на должность водителя (в штатном расписании их должность именуется иначе, например, "торговый представитель" или "менеджер"), однако их трудовые обязанности предполагают управление автомобилем, в связи с чем при приеме на работу к ним предъявляются соответствующие требования, в частности, о наличии водительского удостоверения. Таким образом, на работодателя в полном объеме распространяются обязанности, предписанные ст. 20, 23 Федерального закона N 196-ФЗ, следовательно, есть необходимость в оформлении путевых листов и проведении медицинских осмотров.

Состав сведений, порядок оформления (формирования) путевого листа приведен в Приказе Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2022 г. N 390.

Согласно п. 12 Порядка даты, время и результат проведения предсменного, предрейсового медицинского осмотра, проводимого перед началом рабочего дня (смены, рейса), должны быть проставлены медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) медицинского работника, наименования медицинской организации (если медицинский работник состоит в штате медицинской организации), и заверены его собственноручной подписью на бумажном носителе либо усиленной квалифицированной электронной подписью случае формирования электронного путевого листа.

В этой связи с учетом изложенного, а равно положений, предусмотренных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 мая 2023 г. N 266н "Об утверждении порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований" (смотрите п. 6), нет оснований считать, что полномочия медицинского работника могут быть возложены посредством приказа организации работодателя непосредственно на работника организации (менеджера и/или торгового представителя), осуществляющего управление ТС и оформление путевого листа автомобиля.

Вместе с тем с 1 сентября 2023 года вышеупомянутым Приказом N 266н. разрешено проводить медосмотры водителей дистанционно при помощи специальных медизделий (смотрите п. 1 Порядка N 266н), соответствующих определенным требованиям. Порядок и условия проведения таких осмотров предусмотрен названным приказом, а особенности учтены в Постановлении Правительства РФ от 30 мая 2023 г. N 866. Таким образом, в ситуации, изложенной в вопросе, можно найти выход из положения применительно к возможности осуществления дистанционного проведения медосмотра указанных водителей (менеджеров и/или торговых представителей) медицинскими работниками.

Что касается обязанности работодателя в отношении организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, то таковая осуществляется в порядке, предписанном приказом Минтранса России от 15 января 2021 г. N 9.

Исходя из п. 6 названного приказа контроль технического состояния ТС в том числе может осуществляться работником субъекта транспортной деятельности, однако он должен соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, в частности, предъявляемым Приказом Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. N 282.

Профессиональные и квалификационные требования к контролеру технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта изложены в п.13 Приказа N 282.

Полагаем что, менеджеры и/или торговые представители, управляющие ТС и работающие удаленно (в регионах), явно не соответствуют предъявляемым профессиональным и квалификационным требованиям, а посему не могут даже в условиях оформления на соответствующую должность по принципу совместительства осуществлять контроль технического состояния ТС.

Исходя из абзацев 2, 3 п. 13 Приказа, дата и время выпуска транспортного средства на линию, дата, время и результат проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства, а также сведения из путевого листа и показания одометра при выпуске транспортного средства на линию должны быть заверены собственноручной подписью лица, ответственного за выпуск транспортного средства на линию, на бумажном носителе либо УКЭП или усиленной неквалифицированной электронной подписью. В свою очередь, результатом проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства является, в частности, отметка "выпуск на линию разрешен", проставляемая лицом, ответственным за выпуск транспортного средства на линию в путевом листе.

Принимая во внимание изложенное и невозможность на текущий момент осуществления дистанционного контроля технического состояния ТС, считаем целесообразным заключение соответствующих договоров со сторонними организациями и/или ИП (на местах, в регионах) для целей проведения технического осмотра ТС при оформлении путевых листов.

Подводя итог, можно констатировать, что заполнение соответствующих пунктов (реквизитов) путевого листа (при условии его оформления, с учетом заявленной ситуации) осуществляется только уполномоченными лицами (искл. абзац 2 п. 25 Приказа N 266н), состоящими либо в штате организации, либо сторонними, действующими на основании заключенных с последней договоров гражданско-правового характера (на местах, в регионах, в данном случае), которые соответствуют профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым законодательством РФ. В то же время представляется возможным полностью игнорировать вышеуказанные требования законодательства, руководствуясь тем, что отсутствует необходимость оформления путевых листов как таковых, уповая на то, что речь идет об использовании работниками организации, которые не являются водителями по должности и не перевозят в автомобиле других лиц или грузы в рамках исполнения своих трудовых обязанностей, личного автотранспорта (хотя и в служебных целях).

Таким образом, дать однозначный ответ по заявленной ситуации невозможно.

Что касается формы путевого листа смотрите Путевой лист - с сентября 2023 г.: обзор приказа Минтранса России от 5 мая 2023 N 159, там же можно найти и форму в форме MS-Excel. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр 

Ответ прошел контроль качества 

17 ноября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.