Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Требуется ли в настоящее время повторно подать в налоговый орган согласие налогоплательщика на раскрытие налоговой тайны (по форме КНД 1110058) с другим сроком его действия? Организация имеет аккредитацию российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (дата принятия решения об аккредитации организации - 02.06.2022). Аккредитованная организация в срок до 1 ноября 2022 года была обязана подать согласие на раскрытие налоговой тайны (в соответствии с действовавшим в тот момент подп. "д" п. 4 Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729 (далее - Положение об аккредитации)). Организация исполнила эту обязанность, 28.10.2022 подала в налоговый орган согласие на раскрытие налоговой тайны. В данном согласии организация указала период, за который сведения, составляющие налоговую тайну, признаются общедоступными, а именно с 01.04.2022 по 31.12.2023. Согласие было составлено в соответствии с Инструкцией по заполнению согласия, которая была опубликована на сайте Минцифры на тот момент. 22.02.2023 в Положение об аккредитации внесены изменения, в том числе в подп. "д" п. 4 Положения об аккредитации, в соответствии с которым: "д) организация обеспечивает возможность раскрытия уполномоченному органу сведений за предыдущий и текущий годы (в случае если организация подает документы на получение государственной аккредитации в течение года, в котором она зарегистрирована, за текущий год) и на период не менее двух календарных лет после подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации, представив в налоговые органы соответствующее согласие в порядке, утвержденном в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 23 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, на момент подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации". В соответствии с подп. "в" п. 22 Положения об аккредитации государственная аккредитация аннулируется уполномоченным органом, если организация не соответствует одному или нескольким условиям, предусмотренным пунктами 4-10 Положения об аккредитации. Соответствует ли организация условию, предусмотренному подп. "д" п. 4 Положения об аккредитации (в редакции от 22.02.2023)? Нужно ли отозвать согласие на раскрытие налоговой тайны, поданное организацией 28.10.2022, и направить в налоговый орган новое согласие на раскрытие налоговой тайны с указанием нового периода (бессрочно или, например, до 2025 года), за который сведения, составляющие налоговую тайну, признаются общедоступными?

Требуется ли в настоящее время повторно подать в налоговый орган согласие налогоплательщика на раскрытие налоговой тайны (по форме КНД 1110058) с другим сроком его действия? Организация имеет аккредитацию российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (дата принятия решения об аккредитации организации - 02.06.2022). Аккредитованная организация в срок до 1 ноября 2022 года была обязана подать согласие на раскрытие налоговой тайны (в соответствии с действовавшим в тот момент подп. "д" п. 4 Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729 (далее - Положение об аккредитации)). Организация исполнила эту обязанность, 28.10.2022 подала в налоговый орган согласие на раскрытие налоговой тайны. В данном согласии организация указала период, за который сведения, составляющие налоговую тайну, признаются общедоступными, а именно с 01.04.2022 по 31.12.2023. Согласие было составлено в соответствии с Инструкцией по заполнению согласия, которая была опубликована на сайте Минцифры на тот момент. 22.02.2023 в Положение об аккредитации внесены изменения, в том числе в подп. "д" п. 4 Положения об аккредитации, в соответствии с которым: "д) организация обеспечивает возможность раскрытия уполномоченному органу сведений за предыдущий и текущий годы (в случае если организация подает документы на получение государственной аккредитации в течение года, в котором она зарегистрирована, за текущий год) и на период не менее двух календарных лет после подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации, представив в налоговые органы соответствующее согласие в порядке, утвержденном в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 23 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, на момент подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации". В соответствии с подп. "в" п. 22 Положения об аккредитации государственная аккредитация аннулируется уполномоченным органом, если организация не соответствует одному или нескольким условиям, предусмотренным пунктами 4-10 Положения об аккредитации. Соответствует ли организация условию, предусмотренному подп. "д" п. 4 Положения об аккредитации (в редакции от 22.02.2023)? Нужно ли отозвать согласие на раскрытие налоговой тайны, поданное организацией 28.10.2022, и направить в налоговый орган новое согласие на раскрытие налоговой тайны с указанием нового периода (бессрочно или, например, до 2025 года), за который сведения, составляющие налоговую тайну, признаются общедоступными?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Можно однозначно сказать, что должно быть подано новое согласие в соответствии с вновь вступившими требованиями, однако нужно ли отозвать предыдущее согласие, точно смогут ответить только в профильном ведомстве. 

Обоснование вывода:

Действительно, как справедливо отмечено в вопросе, постановлением Правительства РФ от 22.02.2023 N 296 (далее - Постановление N 296) в Положение о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729 (далее - Положение), были внесены изменения, затронувшие значительное число пунктов этого Положения. В частности, изменения коснулись перечня кодов ОКВЭД, содержащегося в Приложении N 1 к Положению, а также подп. "д" п. 4 Положения, согласно которому для государственной аккредитации организация должна обеспечить возможность раскрытия уполномоченному органу сведений, составляющих налоговую тайну, за предыдущий и текущий годы и на период не менее 2 календарных лет после подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации. При этом содержание п. 26 Положения, который также упоминается в вопросе, осталось неизменным.

Согласно п. 2 Постановления N 296 оно вступает в силу со дня его официального опубликования. При этом норм, придающих обратную силу утвержденным этим Постановлением изменениям, оно не содержит. Следовательно, само по себе внесение таких изменений не может являться поводом для аннулирования аккредитации организации, которая была получена в период действия прежней редакции Положения.

В то же время необходимо учитывать, что все аккредитованные организации ежегодно, до 1 июля, должны проходить плановую процедуру подтверждения соответствия (п. 27 Положения). Кроме того, уполномоченным органом не более одного раза в год может быть проведена внеочередная проверка таких организаций за последний отчетный период, которым считается предыдущий квартал (п. 24 Положения). При этом в ходе данных контрольных мероприятий проверяется соответствие организации условиям и критериям, предусмотренным п. 22 и п. 25.1 Положения.

В свою очередь, подп. "в" п. 22 Положения предусматривает аннулирование аккредитации организации в случае ее несоответствия пп. 4-10 названного Положения (то есть в том числе и подп. "д" п. 4 Положения), а подп. "г" п. 25.1 Положения включает в предмет проверки обеспечение организацией возможности раскрытия сведений уполномоченному органу путем представления в налоговые органы соответствующего согласия в порядке, утвержденном в соответствии с подп. 1 п. 1 и п. 2.3 ст. 102 НК РФ.

С учетом изложенного можно прийти к выводу о том, что организация на момент проведения проверки должна обеспечить раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, не только за текущий и предыдущий годы, но и за два следующих года (2024 и 2025 гг.). Сроки предоставления организацией соответствующего согласия напрямую из приведенных норм не вытекают, однако совершенно очевидно, что это должно быть сделано как минимум до даты проведения плановой процедуры подтверждения соответствия (то есть учитывая, что такая процедура может быть проведена в любой период с 1 января по 1 июля 2023 года, как можно скорее).

Вместе с тем обращаем внимание на то, что указанные выводы сделаны нами лишь на основе системного анализа норм Положения. Каких-либо официальных разъяснений на этот счет нам обнаружить не удалось. В связи с этим рекомендуем обратиться за такими разъяснениями в Минцифры, которое уполномочено давать их в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Сулейманов Марат 

Ответ прошел контроль качества 

23 марта 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.