Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация планирует заключить с Территориальным управлением Росимущества договор пожертвования и безвозмездно передать готовую продукцию (не основные средства). Продукция не предназначена для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции. Согласно договору одаряемый (Росимущество) обязан закрепить полученный дар на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением. Будет ли такая операция облагаться НДС? Можно ли воспользоваться льготой по подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, или нужно применить норму п. 3 ст. 39 НК РФ? В этой связи является ли Росимущество некоммерческой организацией? Можно ли переданную готовую продукцию учесть в целях исчисления налога на прибыль? Применим ли в данной ситуации какой-либо из подпунктов (подп. 19.4-19.7) п. 1 ст. 265 НК РФ?

Организация планирует заключить с Территориальным управлением Росимущества договор пожертвования и безвозмездно передать готовую продукцию (не основные средства). Продукция не предназначена для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции. Согласно договору одаряемый (Росимущество) обязан закрепить полученный дар на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением. Будет ли такая операция облагаться НДС? Можно ли воспользоваться льготой по подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, или нужно применить норму п. 3 ст. 39 НК РФ? В этой связи является ли Росимущество некоммерческой организацией? Можно ли переданную готовую продукцию учесть в целях исчисления налога на прибыль? Применим ли в данной ситуации какой-либо из подпунктов (подп. 19.4-19.7) п. 1 ст. 265 НК РФ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Передача готовой продукции территориальному управлению Росимущества в целях дальнейшего ее использования казенным учреждением в уставной деятельности не является объектом обложения НДС.
Расходы, связанные с безвозмездной передачей указанного имущества, не учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

Обоснование позиции:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, которое осуществляет свои полномочия, в том числе через свои территориальные органы (пп. 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, далее - Положение). Полномочия Росимущества определены в п. 5 Положения.
Понятие некоммерческой организации раскрыто в ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). Основываясь на положениях частей 2, 3 ст. 2 и в целом главы II Закона 7-ФЗ, мы полагаем, что Росимущество и его территориальные органы не отвечают в полной мере критериям отнесения их к некоммерческим организациям. Их правовой статус существенно различается. Поэтому законодательством, в том числе налоговым, разграничиваются нормы в отношении органов государственной власти (местного самоуправления) и некоммерческих организаций.

НДС

Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвования могут делаться не только гражданам и некоммерческим организациям, но Российской Федерации и иным субъектам, поименованным в ст. 124 ГК РФ. При этом от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ). Следовательно, пожертвование может быть сделано Росимуществу и его Территориальному управлению. Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 ГК РФ).
Однако не любое пожертвование можно считать благотворительностью. Благотворительная деятельность осуществляется только в целях, перечисленных в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ (далее - Закон N 135-ФЗ). Несмотря на то, что в рассматриваемой ситуации конечным получателем готовой продукции является казенное учреждение, по своему правовому статусу являющееся некоммерческой организаций (п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ, ст. 9.1 Закона N 7-ФЗ), передача продукции, по нашему мнению, не подходит под цели благотворительной деятельности, установленные п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ. Отсюда мы делаем вывод, что применение нормы подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ неправомерно.
Вместе с тем мы считаем, что безвозмездная передача продукции может не признаваться объектом налогообложения НДС согласно подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ, которым исключены из объектов обложения НДС операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ. Свою позицию мы основываем на том, что в соответствии с договором пожертвования получателем продукции является казенное учреждение - некоммерческая организация, которое вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную его уставом (п. 3 ст. 14 Закона N 7-ФЗ).
Разъяснений уполномоченных органов или судебных решений, подтверждающих или опровергающих нашу позицию, мы не нашли. Возможно, это обусловлено тем, что пожертвование (дарение, безвозмездная передача), как правило, осуществляется напрямую одаряемому лицу.
Напомним, что если безвозмездная передача имущества не образует объекта налогообложения НДС, но необходимо восстановить ранее принятый к вычету налог, связанный с его приобретением или производством (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Налог на прибыль

В соответствии со ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Пунктом 16 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ.
Так, на основании ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся, в частности:
- расходы на создание объектов социальной, инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктур, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность (подп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ);
- расходы в виде стоимости имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно переданного, в частности, органам государственной власти и управления (подп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ);
- расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного определенным некоммерческим организациям. Государственные и муниципальные учреждения в этот перечень не входят (подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ);
- расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абзаце 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абзацем 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ (подп. 19.7 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Как видим, к рассматриваемому случаю приведенные положения ст. 265 НК РФ не применимы. Иных норм, позволяющих учесть расходы в виде стоимости имущества, безвозмездно переданного органу исполнительной власти, гл. 25 НК РФ не содержит. Следовательно, стоимость готовой продукции, переданной в качестве пожертвования территориальному управлению Росимущества, не может быть учтена в составе расходов по налогу на прибыль.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Ответ прошел контроль качества

13 октября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.