Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение В соответствии с приказом ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@ "Требования к организации системы внутреннего контроля" (КНД 1125310), Приложение 3 "Информация о рисках по отдельным сделкам и операциям" по каким параметрам можно определить критерии сделки - нетипичные (специфические) сделки (операции) и крупные сделки (операции)? Например, сумма сделки не должна превышать порогового значения, ОКВЭД, не относящийся к видам деятельности организации, и т.д. По каким параметрам (условиям) договоры организации можно отнести к нетипичным и крупным сделкам?

В соответствии с приказом ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@ "Требования к организации системы внутреннего контроля" (КНД 1125310), Приложение 3 "Информация о рисках по отдельным сделкам и операциям" по каким параметрам можно определить критерии сделки - нетипичные (специфические) сделки (операции) и крупные сделки (операции)?
Например, сумма сделки не должна превышать порогового значения, ОКВЭД, не относящийся к видам деятельности организации, и т.д.
По каким параметрам (условиям) договоры организации можно отнести к нетипичным и крупным сделкам?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На законодательном уровне установлены следующие критерии:
- нетипичные, специфические сделки (операции), не относящиеся к видам деятельности организации по кодам ОКВЭД;
- крупные сделки (операции) в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и статьей 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Обоснование позиции:
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона N 402-ФЗ экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
Порядок организации внутреннего контроля Законом N 402-ФЗ не определен. Какие-либо специальные формы или образцы положения о внутреннем контроле отсутствуют.
При организации внутреннего контроля в целях бухгалтерского учета организация может воспользоваться рекомендациями, предложенными Минфином России в информации от 25.12.2013 N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности". Данные рекомендации не содержат пояснений, по каким критериям относить сделки к нетипичным или крупным.
Приказ ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@ с 8 августа 2021 г. (далее - Приказ N ЕД-7-23/518@) заменил ранее действовавший приказ от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@.
Согласно п. 5.7 Приказа N ЕД-7-23/518@ выявление рисков должно осуществляться по однотипным операциям и по операциям, нетипичным по характеру, объему или частоте их осуществления.
Пункт 4.1 содержит указание, что система управления рисками должна быть разработана для обеспечения организации и функционирования системы внутреннего контроля.
При выявлении рисков рассматриваются как однотипные операции, так и операции, нетипичные по характеру, объему, частоте их осуществления (смотрите Приложение N 2 к Информации об организации системы внутреннего контроля организации, п. 2.5.2).
Как указано в п. 8.3 Приказа N ЕД-7-23/518@, в приложении N 3 "Информация о рисках по отдельным сделкам и операциям" отражаются риски организации в разрезе сделок и операций, удовлетворяющих следующим критериям:
- нетипичные, специфические сделки (операции), не относящиеся к видам деятельности организации по кодам ОКВЭД;
- крупные сделки (операции) в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и статьей 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Для акционерных обществ крупной "считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:
1) связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в т.ч. заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, которое повлечет возникновение у общества обязанности направить обязательное предложение в соответствии с гл. XI.1 Закона N 208-ФЗ), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
2) предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату", смотрите материал: Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (четвертое издание, перераб. и доп.). - "Деловой двор", 2019 г.
Для ООО "крупной считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:
- связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в т.ч. заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций - или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, - публичного общества, в результате которых у общества возникает обязанность направить обязательное предложение в соответствии с гл. XI.1 Закона об АО), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
- предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату", смотрите материал: Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (издание третье, испр. и доп.). - "Юстицинформ", 2020 г.
Таким образом, на законодательном уровне установлен минимальный набор критериев для отнесения сделок к нетипичным или крупным - по кодам ОКВЭД и по категориям законодательства об АО и ООО.
Организация вправе расширить данный перечень, например, включить дополнительно в список:
- впервые проводимые (заключаемые) сделки (операции);
- сделки (операции), имеющие высокий уровень риска;
- иные сделки, учитывая специфику деятельности организации и ее стратегию управления рисками.
Отметим, что построение системы внутреннего контроля налоговым законодательством не регулируется. В сфере бухгалтерского учета законодатели ограничились рекомендациями, смотрите, например, Р-44/2013-КпР "Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля" (принята фондом "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учёта "Бухгалтерский методологический центр" 9 августа 2013 г.), затрагивающими аспект достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Сама система внутреннего контроля гораздо шире, чем подготовка достоверной отчетности, в связи с этим организациям необходимо самостоятельно разработать критерии отнесения сделок к крупным и нетипичным, с учетом минимальных требований законодательства.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Налоговый мониторинг требования к системе внутреннего контроля в 2021 году (С. Еремина, журнал "Банковское обозрение". Приложение "FINLEGAL", N 1, I-е полугодие 2021 г.);
- Организация внутреннего контроля в рамках налогового мониторинга (М. Волчкова, журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 9, сентябрь 2021 г.);
- Энциклопедия решений. Заявление о проведении налогового мониторинга;
- Энциклопедия судебной практики. Крупная сделка (Ст. 78 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Андреева Людмила

Ответ прошел контроль качества

18 апреля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.