Организация планирует взять в аренду для перевозки металлолома грузовой автомобиль, при этом заключить договор аренды с экипажем. Может ли организация взять на себя затраты по ремонту этой машины (в том числе покупку автошин), прописать это в договоре аренды с экипажем и в дальнейшем учесть расходы в затратах? Вправе ли организация-арендатор учесть в расходах по налогу на прибыль расходы на топливо?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При аренде транспортного средства с экипажем признание расходов по ремонту арендованного автомобиля (в том числе расходов на покупку автошин) организацией-арендатором влечет налоговые риски в целях налогообложения прибыли, даже если обязанность по содержанию и техническому обслуживанию автомобиля будет возложена на арендатора договором.
Организация-арендатор вправе учесть в расходах по налогу на прибыль расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на топливо.
Обоснование вывода:
Договор аренды с экипажем
Согласно п. 1 ст. 632 ГК РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (смотрите Примерную форма договора аренды транспортного средства с экипажем (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ)).
Таким образом, договор имеет две составляющие: аренду транспортного средства и плату за услуги по управлению этим транспортным средством. Поэтому при приеме-передаче объекта договора нужно отразить поступление от арендодателя к арендатору автомобиля, а также в передаточном акте или ином документе указать, что автомобиль передан с экипажем. Если транспортное средство передано без экипажа и арендодатель не сможет доказать, что объект аренды эксплуатировался с экипажем, то ему не удастся взыскать с арендатора арендную плату (постановления ФАС Уральского округа от 21.12.2010 N Ф09-10614/10-С5 по делу N А76-45677/2009-18-1170/208, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.02.2011 по делу N А67-5335/2010). Состав экипажа и персональные данные водителей могут быть отражены в отдельном документе. Это может быть наряд на работу у арендатора. В ходе исполнения условий контракта состав экипажа может меняться, о чем арендодатель должен уведомить арендатора (Арендуем... экипаж (Е.Ю. Диркова, "Расчет", N 4, апрель 2014 г.)).
В силу ст. 633 ГК РФ договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока.
В соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Если арендодатель - физическое лицо
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Несмотря на это, часто имеет место заключение договоров аренды транспортного средства с экипажем с физическим лицом, не являющимся ни работником, ни индивидуальным предпринимателем.
Согласно подп. 2 п. 2 ст. 635 ГК РФ члены экипажа являются работниками арендодателя. Есть мнение, что если физическое лицо самостоятельно оказывает услуги по управлению транспортным средством, то в силу подп. 2 п. 2 ст. 635 ГК РФ оно не может выступать стороной договора аренды с экипажем в качестве арендодателя.
В такой ситуации, возможно, было бы правильно заключить с физлицом:
- либо два договора: один - аренды транспортного средства без экипажа (Примерная форма договора аренды транспортного средства без экипажа (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ)), второй - об оказании услуг по управлению транспортным средством (Примерная форма договора об оказании услуг по управлению транспортным средством при перевозке грузов (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ));
- либо один договор - договор перевозки (ст. 785 ГК РФ) (Примерная форма договора перевозки груза (с физическим лицом) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ). Смотрите также материалы: Аренда машины с экипажем: правила для арендатора (А.Ю. Тьевар, "Зарплата", N 9, сентябрь 2011 г.); Энциклопедия решений. Аренда транспортного средства с экипажем.
Страховые взносы
Согласно п. 1 ст. 420 НК РФ выплаты в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ или оказание услуг, для организаций и индивидуальных предпринимателей являются объектом обложения страховыми взносами.
Таким образом, с суммы вознаграждения за услуги по управлению транспортным средством, по договору аренды с экипажем в части оказываемых услуг по перевозке, а также со всей суммы договора перевозки организацией (арендатором) начисляются и уплачиваются страховые взносы.
Взносы от НС и ПЗ начисляются, только если это предусмотрено договором (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Таким образом, если организация-арендатор все же примет решение заключить договор аренды транспортного средства с экипажем, то целесообразно будет разделить в договоре суммы оплаты за аренду автомобиля и сумму оплаты услуг по его управлению (письмо Минфина России от 01.12.2009 N 03-03-06/1/780). На сумму оплаты услуг по управлению автомобилем нужно начислять страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование (п. 1 ст. 420 НК РФ). На сумму платы за аренду автомобиля страховые взносы начислять не нужно (п. 4 ст. 420 НК РФ). Так, договор аренды ТС относится к договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав), арендная плата, установленная таким договором аренды (субаренды), заключенным между организацией и физическим лицом, не является объектом обложения страховыми взносами согласно п. 4 ст. 420 НК РФ (письмо Минфина России от 01.11.2017 N 03-1506/71986). Смотрите также материалы: Вопрос: НДФЛ и страховые взносы по договору аренды (субаренды) транспортного средства с физическим лицом (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.); Вопрос: Налогообложение НДФЛ и страховыми взносами выплат по договору аренды оборудования, заключенному с физическим лицом - резидентом РФ (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.).
НДФЛ
Полученное физическим лицом вознаграждение по договору аренды без экипажа, договору об оказании услуг по управлению транспортным средством, договору аренды с экипажем, а также по договору перевозки признается объектом обложения НДФЛ и облагается по общей ставке 13% (15%) (ст. 224 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 09.09.2020 N 03-04-05/79095).
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджет. Смотрите также письмо Управления МНС по г. Москве от 19.01.2000 N 08-12/3062.
Налог на прибыль
По налогу на прибыль расходы на оказание услуг по управлению транспортным средством в соответствии с п. 21 ст. 255 НК РФ могут учитываться в составе расходов на оплату труда.
Арендные платежи по договору аренды транспортного средства учитываются на основании подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Если арендодатель - юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель)
НДФЛ и страховые взносы с выплат работникам (экипажу) уплачивает арендодатель.
В ситуации, когда заключен договор аренды транспортного средства с экипажем между двумя юридическими лицами (или ИП), арендатор ведет расчеты с юридическим лицом (или ИП) и, соответственно, не осуществляет выплат в пользу физических лиц, являющихся сотрудниками арендодателя, в связи с чем арендатор не производит начислений в ПФР, ФФОМС, ФСС с сумм арендных платежей по договору аренды транспортного средства с экипажем, заключенному с юридическим лицом. Начисление указанных взносов на суммы выплат, производимых своим работникам, осуществляющим управление сданным в аренду транспортным средством, несет арендодатель. Аналогично решается вопрос с начислением, удержанием и уплатой НДФЛ. Смотрите также Вопрос: Организации заключили между собой договор аренды транспортной техники с экипажем. Лица, которые будут обслуживать эту технику по заданию арендатора, являются работниками арендодателя и получают у него зарплату. Нужно ли разделять арендную плату по договору на две составляющие: сумму за аренду и сумму за оказание услуг по управлению этой техникой? Какими налогами будет облагаться сумма арендной платы по договору аренды транспортного средства с экипажем? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2012 г.)
Расходы на текущий и капитальный ремонт
Статья 616 ГК РФ определяет общий порядок несения расходов на ремонт при арендных отношениях. Так, согласно п. 1 ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. В свою очередь арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
Но для случаев аренды ТС ГК РФ устанавливает иное распределение обязанности по капитальному и текущему ремонту арендуемого транспортного средства.
Если речь идет об аренде ТС без экипажа, ст. 644 ГК РФ определено, что арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.
Если же автомобиль арендуется с экипажем, то согласно ст. 634 ГК РФ арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей.
Буквальное толкование ст. 634 ГК РФ свидетельствует об императивном характере данной нормы.
В постановлении ФАС Московского округа от 20.01.2009 N КГ-А40/12869-08 по делу N А40-23676/08-52-237 суд пришел к выводу, что заключенный сторонами договор об эксплуатационном управлении транспортного средства в дополнение к договору аренды транспортного средства с экипажем является ничтожным в силу противоречия его положениями ст. 632, 634, 635 ГК РФ, согласно которым обязанность по осуществлению текущего и капитального ремонта лежит на арендодателе.
Таким образом, обязанность арендодателя производить ремонт транспортного средства сформулирована императивно и не может быть изменена договором. Смотрите также постановление Восьмого ААС от 29.11.2011 N 08АП-8355/11.
Замена автошин
Напомним, что арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан предоставлять необходимые принадлежности для нормальной и безопасной эксплуатации автомобиля (ст. 634 ГК РФ).
Также согласно п. 1 ст. 635 ГК РФ предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре.
К данному объему услуг относятся такие действия, как вождение, навигационные услуги связи, замена деталей, регулировка механизмов, контроль за приборами, иные регламентные работы, управление работниками и машинами в целях выполнения указаний арендатора. Конкретный перечень услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации зависит от вида и состояния транспортного средства постольку, поскольку это решает главную задачу - обеспечение нормальной и безопасной эксплуатации в соответствии с целями аренды, указанными в договоре, обычными для того или иного вида деятельности целями (смотрите материал: Комментарий к ГК РФ. Часть вторая: учебно-практический комментарий (под ред. д.ю. н., проф. А.П. Сергеева; 2-е изд., перераб. и доп.). - "Проспект", 2016 г.).
Согласно п. 2.3.7 "ГОСТ 18322-2016. Межгосударственный стандарт. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения" (введен в действие приказом Росстандарта 28.03.2017 N 186-ст) капитальный ремонт - это плановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному ресурса объекта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
В соответствии с п. 2.3.9 указанного ГОСТа текущий ремонт - это плановый ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности объекта и состоящий в замене и/или восстановлении отдельных легкодоступных его частей.
Вот пример из судебной практики по зеркальной ситуации.
По договору аренды без экипажа расходы на приобретение комплекта зимних шин для арендованного автомобиля в силу закона возложены на арендатора, который обязан соблюсти режим безопасной эксплуатации арендованного транспортного средства в зимнее время, в связи с чем у суда не имелось оснований для отнесения указанных расходов на арендодателя (апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 23.08.2017 по делу N 33-16851/2017). Смотрите также Вопрос: Заключен договор аренды транспортного средства без экипажа с организацией. Автомобиль укомплектован шинами собственника. Составлен акт о списании изношенных шин. По договору арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, осуществляет за свой счет ремонт. Каковы должны быть дальнейшие действия арендатора при наличии данного акта? Какую карточку необходимо завести на новые шины? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2009 г.)
Таким образом, мы приходим к мнению, что приобретение автошин является средством обеспечения нормальной и безопасной эксплуатации автомобиля, а замена автошин является видом текущего ремонта. Следовательно, и обязанность по их приобретению и замене лежит на арендодателе.
Расходы на ГСМ
Согласно ст. 636 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.
Как правило, основную часть расходов на эксплуатацию транспортного средства составляют расходы на топливо. Кроме этого, арендатор может оплачивать другие материалы (масла, жидкости и др.), таможенные сборы, проезд по платным дорогам, плату за въезд на территории с платным въездом, парковку и т.д.
Но эти расходы договором можно переложить частично или полностью и на арендодателя.
Налог на прибыль
Чтобы учесть расходы, возникающие при аренде транспортного средства, по налогу на прибыль, данные расходы должны быть направлены на получение дохода, экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Как мы выяснили, расходы на ремонт транспортного средства и покупку автошин в соответствии со ст. 632, 634, 635 ГК РФ должен нести арендодатель.
Следовательно, если арендатор в данном случае возьмет эти расходы на себя, есть мнение, что организация-арендатор будет не вправе признать такие расходы в целях налогообложения прибыли. Смотрите материал: Вопрос: Организация арендует автомобиль с экипажем у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. Договором предусмотрено, что текущий ремонт автомобиля осуществляет арендатор. Арендодатель не возмещает арендатору затраты на ремонт. Учитываются ли расходы арендатора на ремонт автомобиля? Как оценивать позицию Минфина РФ, содержащуюся в письме от 12.08.2008 N 03-03-06/1/462? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2009 г.)
Поскольку согласно ст. 634 ГК РФ обязанность по поддержанию надлежащего состояния сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей, лежит на арендодателе, следовательно, расходы, связанные с содержанием транспортного средства (приобретение запчастей и ремонт автомобиля), не могут быть учтены арендатором при определении налоговой базы по налогу на прибыль (Вопрос: ООО (строительная организация) имеет несколько объектов в разных частях города. Работник, ответственный за эти объекты (контроль проведения строительных работ, приемка материалов и инструментов), использует личный автомобиль для перемещения между объектами, между объектами и офисом. Какими документами необходимо оформить использование личного автомобиля в служебных целях, чтобы организация могла списывать на затраты расходы на бензин (необходимо рассмотреть два варианта оформления: через компенсацию за использование личного автомобиля и через аренду автомобиля у сотрудника)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2017 г.)).
Вместе с тем можно рассуждать и иначе.
Учитывая положения ст. 252 НК РФ об экономической обоснованности расходов и направленности их на получение дохода, можно полагать, что, если, например, в результате договорных отношений по несению ремонта арендная плата будет уменьшена на суммы стоимости такого ремонта, экономический смысл несения таких затрат имеется (предположим, по совокупности расходы на ремонт и сниженную арендную плату составили тот же размер, что и арендная плата в случае несения затрат на ремонт арендодателем).
При этом согласно ст. 2 НК РФ, пп. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством. Соответственно, уплата тех или иных налогов определяется исключительно налоговым законодательством. В п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено к названным правоотношениям при условии, что это предусмотрено законом (п. 3 ст. 2 ГК РФ).
Суды придерживаются позиции, что нарушение норм гражданского законодательства влияет на налогообложение лишь в случаях, специально предусмотренных законодательством. Если налоговая норма не обуславливает применение содержащегося в ней правила соблюдения норм гражданского законодательства, это правило должно применяться вне зависимости от того, соблюдены нормы гражданского законодательства или нет (смотрите, например, постановления Четырнадцатого ААС от 28.11.2018 N 14АП-9079/18, Четвертого ААС от 06.05.2016 N 04АП-1842/16, от 08.05.2013 N 04АП-1268/13, Пятого ААС от 08.09.2014 N 05АП-10980/14, Десятого ААС от 21.11.2012 N 10АП-7889/12).
Пункт 2 ст. 260 НК РФ содержит лишь условие о том, что расходы на ремонт не должны возмещаться арендодателем. Поэтому существует также мнение, что организация может учесть расходы на ремонт даже если заключен договор аренды транспортного средства с экипажем, но в случае использования автомобиля в деятельности, приносящей доход, при наличии подтверждающих расходы документов и при отсутствии возмещения затрат арендодателем. Прямого запрета на учет рассматриваемых нами расходов ст. 270 НК РФ не содержит. Однако данную позицию организации, возможно, придется отстаивать в суде (Вопрос: Организация находится на ОСНО. Для ремонта арендуемого у физического лица автомобиля была приобретена запчасть стоимостью 21 000 руб. Запчасть была передана в сервисный центр для замены. Запчасть приобретена без НДС, работы по замене запчасти облагаются НДС. Как правильно отразить эту операцию в бухгалтерском и налоговом учете? Как правильно оформить списание запчасти в налоговом учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2019 г.)).
Таким образом, налоговый риск в случае ремонта чужого имущества очевиден, поскольку ст. 634 ГК РФ предписывает его осуществление именно арендодателем. Например, в письме Минфина России от 21.06.2017 N 03-03-06/3/38845 сказано, что в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли организаций, могут приниматься затраты, которые организация обязана нести на основании действующего законодательства РФ, при соблюдении критериев ст. 252 НК РФ.
Что касается расходов на топливо, то если договором не предусмотрено обратное, арендатор вправе учесть эти затраты в целях налогообложения прибыли. При этом расходы на топливо и другие эксплуатационные расходы в рассматриваемом случае могут учитываться:
- в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ);
- в составе арендных платежей (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ - если эксплуатационные расходы по условиям договора включены в арендную плату). Смотрите письма Минфина России от 01.12.2009 N 03-03-06/1/780, от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67.
В Налоговом кодексе не определен конкретный перечень документов, необходимых для подтверждения затрат на топливо.
По мнению ФНС России, документом, который подтверждает использование транспорта в производственных целях и, как следствие, обоснованность затрат на ГСМ, является путевой лист (смотрите, например, письмо ФНС России от 13.11.2018 N БС-3-11/8304@, письмо УФНС России по г. Москве от 09.07.2019 N 16-15/116577@).
По мнению Минфина России, наличие путевого листа, содержащего обязательные реквизиты, утвержденные приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", является фактическим подтверждением использования организацией арендованного транспортного средства в целях организации, а также конкретных расходов, понесенных ею, в частности, на арендную плату и ГСМ (письмо Минфина России от 23.03.2021 N 03-03-07/20599).
В правоприменительной практике преобладает такая же позиция. Смотрите постановление АС Уральского округа от 03.10.2018 N Ф09-5972/18, постановление АС Московского округа от 21.08.2018 N Ф05-12699/18, постановление Шестого ААС от 11.07.2018 N 06АП-2397/18, постановление АС Волго-Вятского округа от 27.11.2017 N Ф01-5193/17, постановление Второго ААС от 05.08.2017 N 02АП-3222/17, постановление АС Поволжского округа от 02.12.2016 N Ф06-15152/16, постановление АС Поволжского округа от 15.06.2016 N Ф06-9555/16, постановление Пятнадцатого ААС от 03.06.2016 N 15АП-3635/16, постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.09.2015 N Ф08-6427/15, постановление АС Московского округа от 08.04.2015 N Ф05-3450/15.
В арбитражной практике встречаются и противоположные решения, в которых суды считают, что затраты на ГСМ могут быть учтены и при отсутствии путевых листов. Например, постановление ФАС Московского округа от 28.09.2007 N КА-А41/9866-07, постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008 N А09-3658/07-29, постановление ФАС Уральского округа от 20.02.2008 N Ф09-514/08-С2.
Но считаем, что наличие путевых листов существенно снизит риск возможных претензий со стороны контролирующих органов.
Таким образом, организация-арендатор при заключении договора аренда с экипажем вправе учесть расходы на топливо в целях налогообложения прибыли, но учет расходов на ремонт, в т.ч. покупку автошин, на наш взгляд, влечет налоговые риски.
Также рекомендуем Вам ознакомиться со следующими документами (материалами):
Энциклопедия решений. Сходство и различие договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа;
Энциклопедия решений. Как в учете арендатора отражать операции по договору аренды автомобиля, заключенному с юридическим или физическим лицом;
Энциклопедия решений. Учет выплат физлицам по договорам гражданско-правового характера за работы (услуги);
Аренда машины с экипажем: правила для арендатора (А.Ю. Тьевар, "Зарплата", N 9, сентябрь 2011 г.);
Вопрос: Особенности налогообложения при заключении организации с физическим лицом договора аренды транспортного средства с экипажем (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.);
Вопрос: Организации необходимо взять у физического лица в аренду машину с экипажем. Возможно ли это, или арендодатель должен иметь статус ИП? В этом случае необходимо ли водителю перед выходом в рейс проходить медосвидетельствование? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2019 г.);
Вопрос: Организация планирует заключить договор на перевозку груза (оборудования) с физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Перевозку физическое лицо будет осуществлять на собственном автомобиле. Может ли организация заключить данный договор? Должна ли при этом организация исчислить, удержать у физического лица и уплатить НДФЛ? Уплачиваются ли страховые взносы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2012 г.);
Вопрос: Можно ли списать ГСМ по договору найма автомобиля и запчасти на него? И как правильно оформить? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2007 г.);
Вопрос: Организация арендует автомобиль с экипажем у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. Договором предусмотрено, что текущий ремонт автомобиля осуществляет арендатор. Арендодатель не возмещает арендатору затраты на ремонт. Учитываются ли расходы арендатора на ремонт автомобиля? Как оценивать позицию Минфина РФ, содержащуюся в письме от 12.08.2008 N 03-03-06/1/462? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2009 г.);
Вопрос: Заполнение путевого листа, нормирование расхода топлива (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.);
Вопрос: Возможно ли в налоговом учете принять к расходам затраты на ГСМ при неполном заполнении путевых листов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.);
Примерная форма договора аренды спецтехники (подготовлено экспертами компании "Гарант");
Автотранспорт на предприятии: учет и налоги (А.В. Анищенко, журнал "Библиотечка "Российской газеты", выпуск 6, март 2019 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Школина Марина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена
15 ноября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.