Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация с корпоративной карты оплачивает расходы на рекламу в Фейсбук. Компания Фейсбук представляет документы в электронном виде без подписи, без ЭЦП, печати. В отчете на фирменном бланке указаны лишь сумма, идентификационный номер аккаунта и его название, дата и количество рекламных кампаний с указанием показов. Возможно ли принять данный документ для целей налогового учета (налог на прибыль, УСН)? Если нет, то какие документы необходимо приложить дополнительно, чтобы признать расходы на рекламу для целей налогообложения?

Организация с корпоративной карты оплачивает расходы на рекламу в Фейсбук. Компания Фейсбук представляет документы в электронном виде без подписи, без ЭЦП, печати. В отчете на фирменном бланке указаны лишь сумма, идентификационный номер аккаунта и его название, дата и количество рекламных кампаний с указанием показов.
Возможно ли принять данный документ для целей налогового учета (налог на прибыль, УСН)? Если нет, то какие документы необходимо приложить дополнительно, чтобы признать расходы на рекламу для целей налогообложения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Представленный компанией Фейсбук отчет может подтверждать расходы на рекламу в налоговом учете. При этом минимизации налоговых рисков будет способствовать наличие как можно большего количества документов, подтверждающих факт осуществления, характер и взаимосвязь произведенных расходов на рекламу с деятельностью организации, направленной на получение дохода. Примерный перечень таких документов приведен ниже.

Обоснование вывода:
Как при общей, так и при упрощенной системе налогообложения одним из обязательных условий для признания организацией в налоговом учете расходов на рекламу является их документальная подтвержденность (п. 1 ст. 252, подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264, подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Главы 25, 26.2 НК РФ не устанавливают конкретного перечня документов, которые подтверждают произведенные расходы (в том числе на рекламу), тем самым не ограничивая налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности их учета (письмо Минфина России от 19.03.2019 N 03-03-06/1/17927).
В качестве примеров документов, подтверждающих расходы на рекламу, можно привести договоры об оказании рекламных услуг, акты сдачи-приемки оказанных услуг, рекламные материалы, эфирные справки, графики подтвержденных выходов рекламы, скриншоты интернет-страниц, на которых размещалась реклама, данные автоматизированных систем расчетов с потребителями услуг связи (систем биллинга), счета на оплату, платежные поручения, выписки с расчетного (корпоративного) счета (письма Минфина России от 18.03.2019 N 03-03-06/1/17847, от 22.06.2012 N 03-03-06/2/71, от 06.09.2012 N 03-03-06/1/467, УФНС по г. Москве от 27.09.2012 N 16-15/091449, постановления ФАС Московского округа от 03.10.2012 N Ф05-10498/12 по делу N А40-112441/2011, от 14.05.2012 N Ф05-3376/12 по делу N А40-66362/2011).
Основными подтверждающими расходы документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, являются первичные учетные документы (в том числе составленные в электронном виде), включая справку бухгалтера (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", ст. 313 НК РФ, Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, утвержденный приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н, письма Минфина России от 20.01.2021 N 03-03-06/1/2770, от 07.08.2020 N 03-03-06/1/69363, от 19.03.2019 N 03-03-06/1/17927, от 16.10.2018 N 03-08-05/74318). Из этих документов должно быть четко и определенно видно, какие расходы были произведены (письмо Минфина России от 21.03.2019 N 03-03-07/19097).
Представленный в рассматриваемой ситуации Фейсбуком отчет (далее - отчет) не является первичным учетным документом, поскольку он не удовлетворяет требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Наряду с этим, учитывая, что отчет оформляет иностранная организация, не исключено, что данный документ может быть квалифицирован в качестве оформленного в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в соответствующем иностранном государстве. Как мы поняли, из содержания отчета видны характер и объем оказанных рекламных услуг, а также их стоимость. В таком случае отчет будет являться документом, подтверждающим произведенные расходы на интернет-рекламу (письмо Минфина России от 20.01.2021 N 03-03-06/1/2476).
Закон не разъясняет, будет ли организации в данном случае достаточно только полученного от исполнителя отчета для включения расходов на рекламу в расчет налоговых обязательств по налогу на прибыль или по "упрощенному" налогу. Минимизации налоговых рисков будет способствовать наличие как можно большего количества документов, подтверждающих факт осуществления, характер и взаимосвязь произведенных расходов на рекламу с деятельностью организации, направленной на получение дохода.
Кроме уже упомянутых документов, которые подтверждают расходы на рекламу, применительно к анализируемой ситуации следует также упомянуть утвержденный руководителем авансовый отчет работника, оплатившего расходы на рекламу с корпоративной карты, являющийся первичным учетным документом (подп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ), а также внутренние (в том числе организационно-распорядительные) документы организации по проведению рекламной акции (например, приказ руководителя о необходимости размещения интернет-рекламы через Фейсбук с назначением ответственного, отчет ответственного лица о размещении рекламы), которые будут косвенно подтверждать расходы.
Официальных разъяснений и материалов судебной практики по аналогичным ситуациям нами не обнаружено. Выраженная позиция является нашим экспертным мнением. Для более объективной оценки налоговых рисков рекомендуем обратиться за соответствующими письменными разъяснениями также и в Минфин России (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

13 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.