Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Продавец и поставщик договорились провести рекламную акцию: между покупателями товаров поставщика по чекам будет проведен конкурс рондомным способом (случайным выбором). Победитель получает сертификат на 100 000 рублей, которые победитель может потратить в магазинах продавца на приобретение любых товаров. Деньги покупателю не передаются. Поставщик перечисляет продавцу 100 000 руб. на проведение данной акции. Образуется ли у покупателя доход, подлежащий налогообложению НДФЛ? Кто в данном случае выступает налоговым агентом по НДФЛ?

Продавец и поставщик договорились провести рекламную акцию: между покупателями товаров поставщика по чекам будет проведен конкурс рондомным способом (случайным выбором). Победитель получает сертификат на 100 000 рублей, которые победитель может потратить в магазинах продавца на приобретение любых товаров. Деньги покупателю не передаются. Поставщик перечисляет продавцу 100 000 руб. на проведение данной акции. Образуется ли у покупателя доход, подлежащий налогообложению НДФЛ? Кто в данном случае выступает налоговым агентом по НДФЛ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Проведение розыгрыша среди покупателей, в результате которого определяется победитель с выдачей ему подарочного сертификата, образует у последнего налогооблагаемый доход, подлежащий налогообложению НДФЛ.
При этом налоговым агентом будет выступать организация-продавец, фактически проводившая стимулирующую акцию с выдачей подарочного сертификата.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло; а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Доходом физических лиц согласно ст. 41 НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и в отношении доходов физических лиц определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ.
Доход, полученный налогоплательщиком в виде любых подарков, выигрышей или призов в ходе конкурсов, игр и других мероприятий, проводимых какими-либо организациями, подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 11.03.2010 N 20-14/4/025340).
Согласно абзацу третьему п. 2 ст. 224 НК РФ налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц устанавливается в размере 35 процентов в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ.
Таким образом, в случае участия налогоплательщика в стимулирующем мероприятии, нормативно-правовое регулирование которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), доход в виде стоимости выигрышей и призов от участия в таком мероприятии подлежит обложению налогом на доходы физических лиц с применением ставки 35 процентов, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ (смотрите дополнительно письма Минфина России от 27.02.2020 N 03-04-05/13803, от 07.06.2019 N 03-04-05/41974).
Так, согласно п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).
Под неопределенным кругом лиц следует понимать лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624).
По мнению Минэкономразвития России (письмо от 07.04.2014 N Д09и-451 - доведено для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 21.04.2014 N ЕД-4-2/7598), проведение стимулирующих мероприятий (лотереи) является предметом нормативного правового регулирования Закона N 38-ФЗ, поскольку участие в таком мероприятии является следствием приобретения у его организатора определенных товаров или услуг.
Таким образом, в общем случае проведение стимулирующей акции в виде розыгрыша подарочного сертификата, условием участия в которой является приобретение какого-либо товара, осуществляется на основании положений Закона о рекламе. Соответственно, налогооблагаемая база составит 96 000 рублей (100 000 рублей - (минус) 4000 рублей), а сумма НДФЛ составит 33 600 рублей (96 000 рублей х 35%).
Дата фактического получения дохода в натуральной форме определяется как день передачи такого дохода (подп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ).
По мнению финансового ведомства, доход у физлиц образуется при получении подарочных сертификатов (письма Минфина России от 14.09.2012 N 03-04-06/6-279, от 07.09.2012 N 03-04-06/6-274, от 04.04.2011 N 03-03-06/1/207).
Учитывая, что в данной ситуации доход в виде сертификата получает лицо, являющееся покупателем, а не сотрудником организации, у налогового агента отсутствует возможность удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ. Поэтому в силу п. 5 ст. 226 НК РФ налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (смотрите также письмо ФНС России от 11.03.2016 N БС-4-11/3989@).
Указанная информация представляется в составе формы расчета 6-НДФЛ в качестве приложения N 4 к расчету (абзац восьмой п. 2 ст. 230 НК РФ, п. 2 приказа ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@).
При этом налогоплательщику (победителю рекламной стимулирующей лотереи) не нужно представлять декларации 3-НДФЛ в случаях, когда налог не был удержан налоговым агентом. Неудержанный налоговым агентом НДФЛ уплачивается физическим лицом после получения уведомления, направленного ему налоговым органом (смотрите также п. 3 информационного письма ФНС России от 20.02.2017 N БС-4-11/3133@).
Проводка по НДФЛ (по кредиту счета 68 и дебету соответствующего источника удержания налога) может быть отражена в учете только в том случае, если налог будет удержан из доходов физического лица, выплачиваемых ему в денежной форме. Если такой доход не выплачивается и организация не имеет возможности удержать налог, обязанность по уплате этого налога возникают у самого налогоплательщика, а не у организации. Поэтому задолженности перед бюджетом у организации не возникает (п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, письмо ФНС России от 04.08.2015 N ЕД-4-2/13600).

Рекомендуем также ознакомиться c материалами:
- Энциклопедия решений. Невозможность удержания НДФЛ налоговым агентом из доходов налогоплательщика;
- Вопрос: Предприятие, находящееся на общей системе налогообложения, провело конкурс в социальных сетях по размещению рекламы своей продукции. Конкурс заключался в максимальном распространении рекламного материала о продукции организации в социальных сетях. По результатам конкурса физическим лицам выданы призы в виде готовой продукции предприятия (бытовая техника). Победителями были признаны физические лица, больше всех осуществившие репост рекламного материала. Каков порядок бухгалтерского учета (бухгалтерские проводки) данной хозяйственной операции? Каков порядок налогового учета (что будет являться базой для начисления НДС, НДФЛ, налога на прибыль)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)
- Вопрос: В санаторно-курортном обществе производится розыгрыш сертификатов на санаторно-курортные услуги. Для выигрыша сертификата необходимо купить путевку, заполнить анкету и опустить в ящик. Сертификат оформляется на предъявителя на установленную сумму. В то же время клиенты могут передать сертификат номиналом 27 тыс. руб. любому лицу, которое вправе обменять его на путевку. При обмене сертификата необходимо ли оформлять договор дарения и сообщать о полученном доходе в ИФНС? Расходы по сертификату можно ли отнести к рекламным и признать в целях налогообложения прибыли? Будет ли данная операция являться безвозмездной, а также объектом обложения НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2018 г.)
- Вопрос: Индивидуальный предприниматель (далее - ИП), применяющий УСН (15%), проводил мероприятие по открытию розничного магазина, во время мероприятия были разыграны между покупателями "чужие" подарочные сертификаты, номиналом 1000, 2000, 3000, 5000 и 10 000 руб. Сертификаты были приобретены ИП по стоимости, равной номиналу. Для выигрыша сертификата необходимо совершить покупку, получить купон и опустить его в барабан. Нужно ли сообщать о полученных выигрышах в налоговую инспекцию? По какой ставке НДФЛ облагаются призы? Какую дату считать за дату получения дохода, если нет возможности проследить, отоварят ли покупатели разыгранные подарочные сертификаты? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2016 г.)
- Вопрос: Организация находится на общей системе налогообложения, занимается оказанием услуг гостиницы и ресторана. Организацией выпускаются подарочные сертификаты, которые принимаются как один из видов оплаты услуг ресторана. Подарочные сертификаты выдаются физическим лицам - сотрудникам сторонних организаций, которые заказывают банкеты в ресторане, с целью повышения лояльности клиентов и увеличения выручки. При этом зачастую выдается определенное количество сертификатов, и у Организации отсутствуют сведения о том, каким именно физическим лицам достались сертификаты. Необходимо ли Организации выполнять обязанности налогового агента по НДФЛ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2017 г.)
- Вопрос: ООО приобретает сырье (бензин) для своих целей и хочет отдать этот бензин безвозмездно в виде безвозмездной помощи для гонок (речь не идет о спонсорстве). Каков порядок отражения данной операции в налоговом, бухгалтерском учете? Каково документальное оформление данной операции? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2019 г.)
- Вопрос: Организация применяет общую систему налогообложения, осуществляет гостиничную и ресторанную деятельность. Среди гостей ресторана проведен розыгрыш приза в виде сертификата на проживание в отеле. С отелем организацией заключен договор об оказании услуг бронирования, проживания и трансфера в пользу конкретного физического лица. Счет в адрес организации выставлен отелем без НДС. Скорее всего, отелем по окончании проживания будет представлен акт оказания услуг. Необходимо ли начислить НДС при передаче физическому лицу сертификата на проживание в отеле? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2018 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек

Ответ прошел контроль качества

5 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.