Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение В организации возникла неясность в применении повышающего коэффициента при расчете суммы транспортного налога за 2020 и 2021 годы по следующим легковым автомобилям MERCEDES-BENZ. 1. Автомобиль MERCEDES-BENZ V 250 D 4MATIC, 2019 года выпуска, дизель, объем двигателя - 2143 куб. см. По данному автомобилю организация за 2020 год применила коэффициент 1,1 согласно пункту 514 Перечня Минпромторга в отношении автомобилей стоимостью 3-5 миллионов. Эта же модификация присутствует в перечне стоимостью 5-10 миллионов (номер 426). Налоговая инспекция применила коэффициент 2,0. 2. Автомобиль MERCEDES-BENZ G 350 D, 2020 года выпуска, дизель, объем двигателя - 2925 куб. см. По данному автомобилю организация за 2020 год применила коэффициент 2,0 согласно Перечню Минпромторга в отношении автомобилей стоимостью 5-10 миллионов. Налоговая инспекция повышающий коэффициент не применила. 3. Автомобиль MERCEDES-BENZ GLS 400 D 4MATIC, 2020 года выпуска, дизель, объем двигателя - 2925 куб. см. По данному автомобилю организация за 2020 год применила коэффициент 2,0 согласно Перечню Минпромторга в отношении автомобилей стоимостью 5-10 миллионов. Налоговая инспекция повышающий коэффициент не применила. Как при расхождении суммы налога у налогоплательщика и налогового органа следует поступить налогоплательщику с учетом того, что начиная с отчетности за 2020 год организации не обязаны подавать декларации по транспортному налогу?

В организации возникла неясность в применении повышающего коэффициента при расчете суммы транспортного налога за 2020 и 2021 годы по следующим легковым автомобилям MERCEDES-BENZ. 1. Автомобиль MERCEDES-BENZ V 250 D 4MATIC, 2019 года выпуска, дизель, объем двигателя - 2143 куб. см. По данному автомобилю организация за 2020 год применила коэффициент 1,1 согласно пункту 514 Перечня Минпромторга в отношении автомобилей стоимостью 3-5 миллионов. Эта же модификация присутствует в перечне стоимостью 5-10 миллионов (номер 426). Налоговая инспекция применила коэффициент 2,0. 2. Автомобиль MERCEDES-BENZ G 350 D, 2020 года выпуска, дизель, объем двигателя - 2925 куб. см. По данному автомобилю организация за 2020 год применила коэффициент 2,0 согласно Перечню Минпромторга в отношении автомобилей стоимостью 5-10 миллионов. Налоговая инспекция повышающий коэффициент не применила. 3. Автомобиль MERCEDES-BENZ GLS 400 D 4MATIC, 2020 года выпуска, дизель, объем двигателя - 2925 куб. см. По данному автомобилю организация за 2020 год применила коэффициент 2,0 согласно Перечню Минпромторга в отношении автомобилей стоимостью 5-10 миллионов. Налоговая инспекция повышающий коэффициент не применила. Как при расхождении суммы налога у налогоплательщика и налогового органа следует поступить налогоплательщику с учетом того, что начиная с отчетности за 2020 год организации не обязаны подавать декларации по транспортному налогу?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На наш взгляд, соотнесение характеристик моделей транспортных средств с приведенными в соответствующем перечне дорогостоящих автомобилей является в некоторой степени технической процедурой. Ниже в ответе мы привели свою точку зрения на этот счет по указанным в вопросе транспортным средствам и налоговым периодам. При этом возникшие разницы между исчисленным налогом по данным налогового органа и налогоплательщика подлежат урегулированию.

Обоснование позиции:
1. В отношении легковых автомобилей средней стоимостью от трех миллионов рублей исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента (третий абзац п. 2 ст. 362 НК РФ, письма Минфина России от 13.05.2019 N 03-05-06-04/33968, от 11.09.2013 N 03-05-06-02/37365 и др.). Величина коэффициента зависит от средней стоимости автомобиля и срока, прошедшего с года его выпуска. Тем самым применение повышающего коэффициента обусловлено средней стоимостью автомобиля и годом его выпуска; фактическая стоимость автомобиля, указанная в договорах купли-продажи, при расчете средней стоимости не учитывается (письмо Минпромторга России от 22.11.2019 N ПГ-20-9620, информация ФНС России от 25.11.2020 и др.).
Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от трех миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Мы в своих ответах о применении повышающего коэффициента ориентировались на разъяснения ФНС России о том, что:
- транспортный налог исчисляется с учетом повышающего коэффициента только в отношении тех легковых автомобилей, которые указаны в нем;
- если информация о легковом автомобиле отсутствует в Перечне (модель, марка, версия, специализация и другие параметры отличаются от указанных в нем), транспортный налог по этому автомобилю исчисляется без учета повышающего коэффициента (письмо ФНС России от 01.06.2017 N БС-4-21/10448@);
- повышающий коэффициент не применяется и в случае несоответствия количества лет, прошедших с года выпуска, аналогичному показателю Перечня (письмо Минпромторга России от 21.04.2020 N ПГ-20-3949).
В то же время с 2019 года Минпромторг России выпустил целый ряд писем по вопросу соответствия транспортных средств Перечням. Эти разъяснения направлены для сведения и руководства в работе сотрудникам налоговых органов, осуществляющих администрирование транспортного налога, с целью использования в установленном порядке для расчета (перерасчета) транспортного налога.
Если обобщить озвученную в них точку зрения, то в отношении не включенного в Перечень, но более дорогого исполнения надлежит применять повышающий коэффициент (письма Минпромторга России от 11.10.2019 N 71613/20, от 26.02.2019 N 11990/20, ФНС России от 22.10.2019 N БС-4-21/21583@, от 27.02.2019 N БС-4-21/3503@, от 01.03.2019 N БС-4-21/3650, решение Красноглинского районного суда г. Самары от 15.04.2019 N 2а-325/2019). Кроме того, в ряде из них также указывается на необходимость применения повышающего коэффициента, когда в Перечне содержится описание модели (версии) для соответствующей марки легкового автомобиля в меньшем объеме по сравнению со сведениями из ГИБДД МВД, а также в обратной ситуации (письма Минпромторга России от 13.04.2020 N ПГ-20-3482, от 23.01.2020 N 3709/20, от 09.12.2019 N ПГ-20-10158 и от 03.12.2019 N ПГ-20-9979).
Что касается срока, то п. 2 ст. 362 НК РФ установлено, что исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. ФНС России в письме от 02.03.2015 N БС-4-11/3274@ пояснила: этот срок исчисляется с года выпуска транспортного средства по налоговый период, за который уплачивается налог (об этом также письма Минфина России от 18.05.2017 N 03-05-05-04/30334, от 12.02.2015 N 03-05-05-04/6188 и пр.) и привела пример, что при исчислении за 2014 год транспортного налога в отношении легкового автомобиля 2011 год выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого автомобиля, составляет четыре года (кассационное определение СК по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.02.2021 N 8а-23879/2020[88а-1591/2021-(88а-21540/2020)]).
Мы оперативно не нашли официального мнения о соответствии указанных в вопросе модификаций перечням 2020 и 2021 годов (нам встретились комментарии касательно более ранних налоговых периодов). В то же время в решении Федеральной налоговой службы от 11.09.2015 N 321 отмечено, что законодательство РФ не предоставляет ни налоговому органу, ни налогоплательщику право самостоятельно определять, относится ли автомобиль к числу тех, по которым средняя стоимостью составляет выше трех миллионов рублей. Данная обязанность возложена на Минпромторг России. Поэтому просим отнестись к высказанной ниже точке зрения как к нашей экспертной позиции и рекомендуем обратиться в Департамент автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России с вопросом о соответствии автомобиля Перечню для налоговых периодов 2020 и 2021 годов (письмо ФНС России от 16.11.2020 N БС-4-21/18772@). Сделать это можно электронно на сайте ведомства (https://minpromtorg.gov.ru/open_ministry/vpm/to-minister/).
Теперь непосредственно о тех моделях, которые интересуют.
MERCEDES-BENZ V 250 D 4MATIC, 2019 года выпуска, дизель, объем двигателя - 2143 куб. см.
В перечне, подлежащем применению в 2020 году, действительно, содержатся позиции 514 для модели данной марки "V-class 250d AMG 4Matic" с дизельным двигателем объемом 2143 куб. см (в разделе - со средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет) и позиция 426 (средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет). Но в первом случае указан срок 2 года, а во втором 1 год. Это, на наш взгляд, значит, что с учетом количества лет, прошедших с года выпуска, при исчислении транспортного налога за 2020 год по данному модели автомобиля 2019 года выпуска применяется повышающий коэффициент 1,1, а не 2 (этот же подход смотрите в решении Дзержинского районного суда г. Волгограда от 19.09.2019 N 2а-4461/2019).
Что касается налога за 2021 год, то полагаем, что и тут нужно применить повышающий коэффициент 1,1 - с учетом наличия в первом разделе Перечня позиций 508 и 511 и при совпадении требуемого срока.
MERCEDES-BENZ G 350 D, 2020 года выпуска, дизель, объем двигателя - 2925 куб. см.
В Перечне на 2020 год в разделе "от 5 до 10 миллионов рублей" присутствует позиции "339" со сроком "от 1 до 4 лет (включительно), за исключением 2 года", но с иным объемом 2987 вместо 2925 (фактически)). Аналогично и для 2021 года модификация есть в Перечне (позиция 374) и срок подходит (в 2021 году два года), но иной объем двигателя.
Полагаем, что в связи с этим можно считать невключенной указанную модификацию в Перечень, и потому исчисление транспортного налога за 2020 и 2021 год производится без повышающего коэффициента.
MERCEDES-BENZ GLS 400 D 4MATIC, 2020 года выпуска, дизель, объем двигателя - 2925 куб. см.
В перечне, используемом для целей исчисления транспортного налога за 2020 год, значится позиция 351 (в той его части, где включены автомобили средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно), но при совпадении срока она содержит описание модели с бензиновым двигателем иного объема. Что касается 2021 года, то в перечень включен номер 408 с дизельным двигателем иного объема и несоответствующего срока, а также бензиновым двигателем и с иным объемом, хотя и подходящим сроком (п/п 410). И такие нестыковки опять же позволяют нам считать, что налог по данному транспортному средству за 2020 и 2021 год исчисляется "без повышения" (косвенно это следует из решения АС Удмуртской Республики от 29.06.2018 N А71-18387/2017 и решения Грайворонского районного суда Белгородской области от 05.12.2017 N 2а-450/2017).
При этом оговоримся: само наличие обширной судебной практики служит лишним подтверждением того, что при автоматическом исчислении налога АИС "Налог-3" возможны погрешности обработки и занесения информации (решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 22.10.2020 N 2а-333/2020). Мы при этом не обладаем соответствующими возможностями анализа VIN и иными ограничениями. Поэтому еще раз скажем, что для устранения сомнений касательно идентичности содержания перечней и характеристик транспортных средств налогоплательщика ему целесообразно обратиться в Минпромторг России или к производителю (дилеру). Это позволит уменьшитб риск разночтений и вероятность появления разниц между суммой налога по данным налогового органа и организации-собственника.
2. Если же, как в данном случае, так произошло, то налогоплательщик вправе обратиться к налоговому органу за решением данного вопроса.
Напомним, что начиная с отчетности за 2020 год организации не обязаны подавать декларации по транспортному налогу (ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ, письма ФНС России от 28.09.2020 N БС-4-21/15757@, от 10.09.2020 N БС-4-21/14695@ и пр.). Налоговые органы должны рассчитывать транспортный налог для организаций и сообщать об исчисленных суммах налогоплательщикам. При этом организации следует самостоятельно уплачивать транспортный налог (авансовые платежи), как и раньше, а следовательно, по-прежнему надо рассчитывать эти суммы по правилам, установленным НК РФ.
Если налогоплательщик не согласен с суммой начисленного в сообщении налога к уплате, то он вправе представить в налоговый орган пояснения (документы), подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие правовых оснований для освобождения от уплаты налога. Сделать это нужно в течение десяти дней со дня получения сообщения (п. 6 ст. 363 НК РФ).
Представленные пояснения (документы) налоговый орган должен рассмотреть в течение одного месяца со дня их получения (с возможностью продления его еще не более чем на один месяц (с уведомлением об этом налогоплательщика) (первый абзац п. 7 ст. 363 НК РФ). Налоговый орган проинформирует налогоплательщика о результатах рассмотрения пояснений и (или) документов по рекомендованной форме, приведенной в письме ФНС России от 06.11.2019 N БС-4-21/22635 (второй абзац п. 7 ст. 363 НК РФ).
Если по результатам рассмотрения пояснений (документов) сумма налога, указанная в сообщении, изменилась, то налоговый орган направит налогоплательщику уточненное сообщение в течение десяти дней после его составления. Если же по результатам рассмотрения документов либо при их отсутствии будет выявлена недоимка, то налоговый орган направит налогоплательщику требование об уплате налога в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ (третий абзац п. 7 ст. 363 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Исчисление транспортного налога с повышающим коэффициентом по дорогостоящим автомобилям (дороже 3 млн. руб.);
- Энциклопедия решений. Как организациям уплачивать транспортный налог с 2021 года?
- Вопрос: Применение повышающего коэффициента при исчислении транспортного налога, если автомобиль отсутствует в соответствующем перечне (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.);
- Вопрос: Налоговые ставки в отношении легковых и грузовых автомобилей и повышающий коэффициент, применяемый к автомобилю MERCEDES-BENS G-CLASS G, в 2020 г. в г. Москве (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2021 г.);
- Вопрос: Организация имеет в собственности транспортные средства следующих марок: Mersedes-Benz ML350 4 MATIC, год выпуска по ПТС - 2013; Toyota Land Cruiser 200, год выпуска по ПТС - 2019. Применяется ли повышающий коэффициент в отношении указанных автомобилей для исчисления транспортного налога за 2019 год? Применяется ли повышающий коэффициент при расчете транспортного налога за 2019 год в отношении автомобиля Toyota Land Cruiser 150, год выпуска - 2018, объем двигателя - 2755 куб. см, тип двигателя - дизельный? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

8 июня 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.