Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация при сдаче формы СЗВ-М в ПФР допустила неточность в названии организации, при этом других неточностей нет. Регистрационный номер страхователя указан корректно. Отчетность с обнаруженной неточностью (которая ориентировочно возникла в 2019 году) ПФР принималась без возражений. Необходимо ли подать уточненный расчет? Будет ли применен штраф 500 руб. за каждого сотрудника?

Организация при сдаче формы СЗВ-М в ПФР допустила неточность в названии организации, при этом других неточностей нет. Регистрационный номер страхователя указан корректно. Отчетность с обнаруженной неточностью (которая ориентировочно возникла в 2019 году) ПФР принималась без возражений.
Необходимо ли подать уточненный расчет? Будет ли применен штраф 500 руб. за каждого сотрудника?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Страхователь не обязан исправлять представленные ранее сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в случае самостоятельного обнаружения им включения некорректного наименования организации. К такому страхователю не применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Обоснование позиции:
В общем случае обязанность страхователя представлять органам ПФР сведения о застрахованных лицах не исключает обязанности органов ПФР контролировать правильность представления страхователями сведений (абзац 3 части 2 ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, далее - Закон N 27-ФЗ, абзац 3 части 2 ст. 16 Закона N 27-ФЗ).
Частью 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М предусмотрены финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Эта мера ответственности применяется в том числе в отношении предоставляемых по форме СЗВ-М сведений (п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ) о каждом работающем у страхователя застрахованном лице.
При этом статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР.
При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) несоответствия имеющимся у Фонда индивидуальным сведениям, а также несоответствия их установленным формам и форматам страхователю Фонд обязан вручить уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или направить по почте заказным письмом, или передать в электронном виде по ТКС. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Фонда, несоответствиях формам и форматам, установленным ПФР (протокол проверки) (п. 5 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, п. 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н)).
Согласно п. 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Не применяются санкции и в случае самостоятельного исправления ошибок страхователем (смотрите также Постановление Одиннадцатого ААС от 25.06.2018 N 11АП-6393/18).
Мы оперативно не обнаружили официальных разъяснений и примеров судебной практики в своих Архивах по ситуации технической ошибки в наименовании страхователя.
Но, на наш взгляд, страхователю, чья отчетность принималась без возражений, не нужно ее исправлять, и к нему в этом случае не могут быть применены финансовые санкции.
Поясним.
Так, в письме Пенсионного фонда России от 28.03.2018 N 19-19/5602 сообщается, что финансовые санкции не применяются лишь в том случае, если корректируются именно ранее представленные сведения на конкретное застрахованное лицо. А в данной ситуации именно такие данные и не требуют исправлений, не являясь ошибочными или неполными. И, наоборот, внесение исправлений с направлением отменяющих и дополняющих форм может повлечь спор (Решение АС Смоленской области от 07.02.2020 N А62-8447/2019).
Нам встретился пример судебного решения, в котором суд, принимая во внимание соблюдение установленных для ответа на уведомление сроков, также указал, что фактически допущенная ошибка в фамилии застрахованного лица является опечаткой и не может расцениваться как представление недостоверных сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет. Такая погрешность при правильном указании страховых номеров и иных сведений позволяет пенсионному фонду идентифицировать вышеуказанное застрахованное лицо. Допущенная описка (опечатка) не привела к неверному исчислению страховых взносов, к занижению базы для начисления страховых взносов либо к иным последствиям (решение АС Тверской области от 01.10.2019 N А66-11817/2019). И этот факт, на наш взгляд, также может подтвердить отсутствие вины как обстоятельства, необходимого для привлечения страхователя к ответственности в случае судебного спора.
Еще ряд решений касались неверного указания месяца предоставления сведений - суды сочли, что это не ошибка и отчетность с такими данными не может являться не сданной в срок (решения Ставропольского районного суда Самарской области от 21.02.2019 N 12-48/2019, АС Удмуртской Республики от 25.07.2018 N А71-8550/2018 и от 31.05.2018 N А71-5148/2018).
А в постановлении АС Центрального округа от 20.08.2019 N А48-108/2019 говорится о допустимости применения санкций в ситуации строгого соблюдения Фондом порядка направления уведомления об устранении имеющихся ошибок и неточностей в представленных формах. Если он не соблюден, то в требованиях будет отказано.
Тем самым считаем: до получения уведомления об обнаруженных ошибках в ранее представленных в срок сведениях и неисправления таковых к страхователю не могут применяться штрафные санкции.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ);
- Вопрос: Отчет СЗВ-М за январь 2020 года был отправлен через провайдера Контур Экстерн 10.02.2020. Был получен протокол с кодом предупреждения 20 (отсутствие ИНН у одного сотрудника), 12.02.2020 была отправлена дополняющая форма на одного сотрудника с исправлением предупреждения. Форма принята ПФР, протокол получен. Как выяснилось, форма СЗВ-М исходная не была отправлена провайдером из-за данного предупреждения, а принята только форма СЗВ-М дополняющая. Сроки сдачи отчета просрочены на 50 дней. Обязан ли был ПФР уведомить о том, что нет исходной формы, а дополняющая есть, или ПФР не должен был принимать дополняющую форму при отсутствии исходной формы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2020 г.);
- Вопрос: Каков порядок исправления ошибок в форме СЗВ-М, в частности, в какие сроки необходимо представить исправленную форму или представить сведения о лице, информация о котором не была указана в исходной форме? Необходимо ли подавать сведения на застрахованное лицо, с которым заключен гражданско-правовой договор со сроком действия 1 день? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2016 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

15 мая 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.