Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Может ли некоммерческая организация (является общественной организацией) сдавать нулевую отчетность (баланс, декларация, РСВ) в налоговую инспекцию на бумажном носителе (организация применяет УСН "доходы", в 2019 году сотрудников не было)?

Может ли некоммерческая организация (является общественной организацией) сдавать нулевую отчетность (баланс, декларация, РСВ) в налоговую инспекцию на бумажном носителе (организация применяет УСН "доходы", в 2019 году сотрудников не было)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Общественные организации обязаны представлять в налоговый орган бухгалтерскую (финансовую) отчетность в электронном виде. Если численность работников этой организации за 2019 год не превышает десяти человек, расчет по страховым взносам может быть представлен в бумажном виде. Декларация по УСН может быть представлена в бумажной виде, если численность сотрудников за 2019 год не превышает предел в 100 человек.

Обоснование вывода:

Бухгалтерская отчетность

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регламентирован Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
В конце 2019 года в данный Закон были внесены довольно существенные поправки. Так, в частности, ст. 13 Закона N 402-ФЗ была дополнена ч. 7.1. В соответствии с данной нормой бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Одновременно, в ст. 18 Закона N 402-ФЗ введено понятие государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности - совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.
Частью 3 ст. 18 Закона N 402-ФЗ определено, что в целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта*(1).
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
При этом в отношении отчетности, представляемой за 2019 год, предусмотрены переходные положения. На основании ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2018 N 444-ФЗ, обязательный экземпляр отчетности за 2019 год представляется:
1) субъектами малого предпринимательства на бумажном носителе или в виде электронного документа;
2) иными экономическими субъектами в виде электронного документа.
Таким образом, все организации, на которых возложена обязанность по формированию государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, должны представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в электронном виде. При представлении отчетности за 2019 год выбрать носитель, на котором отчетность подлежит представлению в налоговый орган (на бумаге или в виде электронного документа), вправе только субъекты малого предпринимательства. Организации, не обладающие таким статусом, обязаны представить экземпляр отчетности за 2019 год только в электронном виде (смотрите информационное сообщение Минфина России от 25.12.2019 N ИС-учет-21).
Понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки определены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон N 209-ФЗ). Категории субъектов малого предпринимательства установлены ст. 4 Закона N 209-ФЗ. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Таким образом, из всех существующих видов некоммерческих организаций субъектами малого предпринимательства могут являться только потребительские кооперативы. Общественные организации в силу прямого указания закона не отнесены к юридическим лицам, которые могут быть признаны субъектами малого и среднего предпринимательства*(2). Соответственно, общественные организации бухгалтерскую (финансовую) отчетность представлять в налоговый орган обязаны в электронном виде. Смотрите также Энциклопедию решений. Изменения в законодательстве, которые необходимо учесть при подготовке годовой отчетности 2019.

К сведению:
В связи с непредставлением в установленный срок бухгалтерской (финансовой) отчетности организация и ее должностные лица, виновные в совершении правонарушения, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ (письма Росстата от 04.12.2017 N 04-4-04-4/136-СМИ, от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ, от 16.12.2013 N 1578/ОГ, постановление Свердловского областного суда от 06.08.2015 по делу N 4А-660/2015, постановление Президиума Самарского областного суда от 26.08.2011 N а-424/2011, решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 07.09.2012 по делу N 12-824/2012).
Санкция указанной статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - от 3000 до 5000 рублей.
Также обращаем внимание, что Минфин России 28.11.2018 разработал законопроект "О внесении изменений в КоАП РФ в части установления ответственности за непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения к ней", который содержит положения, существенно увеличивающие штрафные санкции за нарушение сроков представления юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней (от 10 до 700 тыс. руб.).
В настоящее время данный проект не прошел процедуру оценки регулирующего воздействия (получено отрицательное заключение N 12531-СШ/Д26и от 22.04.2019). Однако не исключено, что в случае доработки Проекта в соответствии с рекомендациями, содержащимися в данном заключении, до конца 2020 года штрафные санкции будут увеличены.

Декларация по УСН и Расчет по страховым взносам

Порядок представления налогоплательщиками налоговой отчетности в налоговые органы регламентирован ст. 80 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):
- налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
- вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;
- налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу (страховым взносам).
Таким образом, в общем случае налоговая отчетность может быть представлена в налоговый орган на бумажном носителе в том случае, если численность работников организации за предшествующий год не превышает 100 человек.
Специальных положений, регулирующих порядок представления декларации по УСН, касающихся ее формы (бумажная или электронная), гл. 26.2 НК РФ не содержит.
Что касается страховых взносов, то на основании п. 10 ст. 431 НК РФ плательщики, у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период превышает десять человек, а также вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты по страховым взносам в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи. Плательщики и вновь созданные организации (в том числе в результате реорганизации), у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период составляет десять человек и менее, вправе представлять расчеты в электронной форме.
Таким образом, в рассматриваемом случае некоммерческая организация, не имеющая наемных сотрудников, вправе представлять декларацию по УСН и Расчет по страховым взносам в бумажном виде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

11 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Исключение сделано только для (ч. 4 ст. 18 Закона N 402-ФЗ):
1) организаций бюджетной сферы;
2) Центрального банка РФ;
3) религиозных организаций;
4) организаций, представляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк РФ;
5) организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ;
6) организаций, включенных в перечень резидентов, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с ч. 4.2 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (постановление Правительства РФ от 22 января 2020 г. N 35).
У перечисленных субъектов обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, отсутствует, поэтому они, как и раньше, представляют бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения на основании п. 5.1 ст. 23 НК РФ. Отметим, что налоговым законодательством не установлена обязанность представления налогоплательщиком в налоговый орган бухгалтерской отчетности исключительно в электронной форме (письма Минфина России от 14.03.2019 N 03-02-07/1/16617, от 13.02.2018 N 03-02-07/1/8624, ФНС России от 07.12.2015 N СД-4-3/21316). Соответственно, указанными организациями бухгалтерская отчетность может быть представлена на бумажных носителях.
*(2) Например, в постановлении АС Центрального округа от 29.07.2016 N Ф10-2405/16 по делу N А83-3561/2015 сказано, что заявитель в соответствии с его уставом является некоммерческой общественной организацией, следовательно, он не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.