Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация получает груз из Италии. Получаемый организацией груз доставляется автотранспортом. Вероятно, следует транзитом через Белоруссию (на документах есть отметки на белорусском языке). Растаможка груза происходит на Московской областной таможне (таможенный пост). На таможенном посту перестали ставить на CMR штамп и отметку инспектора "Выпуск разрешен". Действителен ли такой CMR при встречных налоговых проверках, при предоставлении в банки и т.д.?

Организация получает груз из Италии. Получаемый организацией груз доставляется автотранспортом. Вероятно, следует транзитом через Белоруссию (на документах есть отметки на белорусском языке). Растаможка груза происходит на Московской областной таможне (таможенный пост).
На таможенном посту перестали ставить на CMR штамп и отметку инспектора "Выпуск разрешен".
Действителен ли такой CMR при встречных налоговых проверках, при предоставлении в банки и т.д.?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полагаем, что при условии декларирования импортных товаров в электронной форме у Организации нет необходимости получать штамп "Выпуск разрешен" на международной транспортной накладной (CMR) в бумажном виде.

Обоснование позиции:
Согласно ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в РФ применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о Союзе) и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. В случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 84 Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларант в том числе обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.
Согласно положениям п. 7 ст. 109 ТК ЕАЭС подача декларации на товары (далее - ДТ) не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары.
Документами, подтверждающими сведения, заявленные в таможенной декларации, согласно пп. 4 п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС являются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений. Согласно п. 3 ст. 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
Помещение товаров под таможенную процедуру согласно п. 2 ст. 128 ТК ЕАЭС начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено ТК ЕАЭС, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ст. 204 ТК ЕАЭС.
Согласно письму Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 02.10.1995 N 02-23/13884 "Об образцах таможенных атрибутов, применяемых белорусскими таможенными органами" штамп "выпуск дозволен", проставленный на товаро-сопроводительном документе CMR, свидетельствует о подтверждении выданного разрешения таможенного органа на перемещение вещей через таможенную границу либо на использование их в таможенном режиме свободного обращения на территории Республики Беларусь (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 N 01АП-9111/19). Таким образом, наличие белорусского штампа на CMR подтверждает перемещение ввозимого Организацией груза через таможенную границу ЕАЭС.
В соответствии с п. 2 ст. 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров, продекларированных в электронной форме, оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа. Согласно положениям п. 13 Порядка, утверждённого решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2017 N 188, проставление отметок о выпуске товаров на бумажной копии таможенной декларации осуществляется таможенными органами в случае невозможности реализовать направление электронного документа, подтверждающего выпуск товаров. Иных случаев проставления отметок на бумажной копии таможенной декларации и на транспортных документах, при применении электронной формы декларирования, положениями права Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном деле в настоящее время не предусмотрено (смотрите Вопрос: В соответствии с пунктом 8 статьи 118 ТК ЕАЭС: В соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут устанавливаться случаи и порядок проставления отметок о выпуске товаров на коммерческих, транспортных (перевозочных) документах либо об аннулировании выпуска товаров на коммерческих, транспортных (перевозочных) документах, на которых проставлены отметки о выпуске товаров. Положениями Федерального закона N 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года "О таможенном регулировании в Российской Федерации", с учетом Письма Минфина России N 03-09-20/88036 от 28 декабря 2017 года, данный вопрос не урегулирован. Прошу разъяснить, будут ли... (ответ Федеральной таможенной службы)).
В связи с вышеизложенным полагаем, что при условии декларирования импортных товаров в электронной форме у Организации нет необходимости получать штамп "Выпуск разрешен" на международной транспортной накладной (CMR) в бумажном виде.
Дополнительно по рассматриваемому вопросу можно ознакомиться с материалом в системе ГАРАНТ: Вопрос: Организация оказывает услуги по договору транспортной экспедиции. Организация перевозки грузов осуществляет из Китая на территорию РФ железнодорожным транспортом через таможенный пост ЖДПП Забайкальск, где оформляется транзитная декларация на внутренний таможенный транзит. Стоимость перевозки входит в стоимость услуг экспедитора и осуществляется с привлечением третьих лиц. После выпуска груза для внутреннего потребления экспедитор самостоятельно привлекает перевозчика для перевозки груза автотранспортом по территории РФ. Далее товар декларируется и автотранспортом доставляется грузополучателю. Какие документы необходимы для подтверждения 0% НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2019 г.).

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

25 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.