Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для прокуратуры нет запрета требовать у проверяемой организации документы, которые ранее уже были предметом прокурорской проверки. Периодичность проведения прокурорами проверок исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, законодательно не закреплена.
В то же время нужно обратить внимание, является ли эта проверка повторной и по каким основаниям она проводится повторно.
Обоснование вывода:
Прокурорская проверка, то есть проверка прокурором исполнения законов либо проверка прокурором соблюдения прав и свобод человека и гражданина, - это самое распространённое средство прокурорского надзора, применяемое во всех его направлениях и связанное с обнаружением любых правонарушений.
Процедура проведения прокурорских проверок и их периодичность законодательно не закреплена. Важно, что при их проведении прокуроры должны руководствоваться нормами Закона о прокуратуре, причем в том конституционно-правовом смысле, который был выявлен Конституционным Судом РФ в постановлении от 17 февраля 2015 г. N 2-П, смотрите абзац 8 п. 2 его резолютивной части (далее - Постановление N 2-П).
Предмет проверки (который предопределяет ее пределы) должен быть указан в решении о проведении проверки (п. 3 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", далее - Закон о прокуратуре). Повторные проверки допускаются либо в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, либо - если по результатам прошлой проверки прокурор внес представление об устранении нарушений - по истечении месяца со дня его внесения (п. 12 ст. 21, ст. 24 Закона о прокуратуре).
Предмет и пределы прокурорской проверки не ограничены законом. Конституционный Суд РФ допускает проведение прокурорского надзора не только в связи с конкретными обращениями, но и по собственной инициативе прокуратуры; однако основания и поводы для проверок не могут определяться произвольно, а должны быть связаны с конкретными сведениями о нарушении законов проверяемым лицом, притом что неопределенность в отношении правовой квалификации таких фактов не может быть устранена посредством взаимодействия органов прокуратуры с соответствующим надзирающим госорганом (абзац 3 п. 5.2 мотивировочной части, абзац 2 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П). Автоматическое возбуждение прокурорской проверки (без предварительного использования возможностей обращения к соответствующему госоргану) создавало бы необоснованные препятствия для нормальной работы проверяемого лица (абзац 4 п. 5.2 мотивировочной части Постановления N 2-П).
Обращаем внимание, что есть судебные решения, в которых суд требует от прокуратуры оснований невозможности проведения проверки контролирующими органами в порядке Закона N 294-ФЗ и признает незаконной прокурорскую проверку (постановления Пятнадцатого ААС от 21.09.2015 N 15АП-12694/15, Двадцатого ААС от 20.10.2015 N 20АП-3786/15 и от 01.06.2015 N 20АП-2269/15, Девятнадцатого ААС от 18.08.2015 N 19АП-3960/15, Десятого ААС от 26.08.2015 N 10АП-7719/15, решение АС суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2015 по делу N А56-48737/2014).
Отвечая на поставленный вопрос, в законах, регулирующих прокурорскую деятельность, отсутствует запрет требовать у проверяемой организации документы, которые ранее уже были предметом прокурорской проверки. Полагаем, что попробовать обжаловать в данном случае можно только законность и возможность проведения самой проверки, сославшись на п. 12 ст. 21, ст. 24 Закона о прокуратуре. Эти нормы говорят о том, что повторные проверки допускаются либо в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, либо - если по результатам прошлой проверки прокурор внес представление об устранении нарушений.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Сулейманов Марат
Ответ прошел контроль качества
31 октября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.