Новости и аналитика Правовые консультации Проверки Из Фонда социального страхования организацией получены решения о проведении выездной проверки ООО: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (постановление Правительства РФ от 21.04.2011 N 294) в связи с планом-графиком проведения выездных проверок на текущий год; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ). ООО внесено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Основной вид деятельности организации - аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. Правомерны ли выездные проверки ФСС в 2021 году в отношении организации с учетом п. 7 постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969 (ООО не подпадает под п. 8 указанного Положения)?

Из Фонда социального страхования организацией получены решения о проведении выездной проверки ООО: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (постановление Правительства РФ от 21.04.2011 N 294) в связи с планом-графиком проведения выездных проверок на текущий год; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ). ООО внесено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Основной вид деятельности организации - аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. Правомерны ли выездные проверки ФСС в 2021 году в отношении организации с учетом п. 7 постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969 (ООО не подпадает под п. 8 указанного Положения)?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Проведение ФСС РФ в 2021 году проверок субъектов малого и среднего предпринимательства в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения по указанным в вопросе видам обязательного социального страхования является правомерным.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Правительство РФ в 2020-2021 году вправе принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Причем эта норма закона указывает как на те виды надзора, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), так и на те виды надзора, к которым положения Закона N 294-ФЗ не применяются и которые перечислены в частях 3.1 и 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ.
Под действие нормы также попадают виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Указанные особенности были установлены постановлениями Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 и от 30.11.2020 N 1969 (далее - постановление N 438 и N 1969).
При этом постановлением N 438 запрещалось проведение различных категорий проверок, включая проверки, к которым применяются положения Закона N 294-ФЗ, а также и те проверки, к которым положения этого Закона не применяются (в частности, по п. 5 постановления N 438 мораторий распространялся на проверки в сфере таможенного контроля, в сфере финансово-бюджетного надзора, в сферах банковского и страхового надзора).
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969 установлен запрет на проведение в 2021 году плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства за исключением их отдельных категорий, предусмотренных пунктом 8 названного нормативного правового акта.
При этом текст Постановления N 1969 никаких разъяснений о границах его применения не содержит.
Согласно разъяснениям Генпрокуратуры России (письмо от 16.03.2021 N 76/2-573-2018) данное ограничение распространяется только на те виды контрольно-надзорной деятельности, которые урегулированы федеральными законами:
- от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
- и от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Проведение ФСС РФ проверок в 2021 году в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний регулируется специальными законами:
- ст. 6-7 Федерального закона от 29.12.2020 N 478-ФЗ;
- Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ;
- Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
При этом в силу п. 8 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ и подп. 16 ч. 5 ст. 2 Закона N 248-ФЗ положения этих законов не применяются к осуществлению контроля за соблюдением страхователем законодательства РФ по указанным в вопросе видам обязательного социального страхования в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- письмо Генеральной прокуратуры России от 16.03.2021 N 76/2-573-2018;
- информация Росфинмониторинга от 29.03.2021;
- Энциклопедия решений. "Коронавирусный" мораторий на проверки - 2021.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

3 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.