Новости и аналитика Правовые консультации Проверки Решением заместителя прокурора района с привлечением Роспотребнадзора проведена проверка в отношении юридического лица. Основанием проверки явилось обращение гражданина в прокуратуру. Уведомление о проверке получено в 10.45, в это же время этого же дня проведена проверка. Является ли данная проверка прокурорской? В какой срок юридическое лицо должно быть уведомлено о предстоящей прокурорской проверке?

Решением заместителя прокурора района с привлечением Роспотребнадзора проведена проверка в отношении юридического лица. Основанием проверки явилось обращение гражданина в прокуратуру. Уведомление о проверке получено в 10.45, в это же время этого же дня проведена проверка. Является ли данная проверка прокурорской? В какой срок юридическое лицо должно быть уведомлено о предстоящей прокурорской проверке?

Прежде всего отметим, что прокуратура РФ - это единая федеральная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п.п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", далее - Закон о прокуратуре). При осуществлении надзора прокуроры вправе проводить проверки (абзац 2 п. 1 ст. 22, абзацы 2 и 5 п. 1 ст. 27 Закона о прокуратуре).
Процедура проведения прокурорских проверок детально не регламентирована, Закон о прокуратуре описывает процедуру проверки только в общем виде. Важно, что при их проведении прокуроры должны руководствоваться нормами Закона о прокуратуре, причем в том конституционно-правовом смысле, который был выявлен Конституционным Судом РФ в постановлении от 17 февраля 2015 г. N 2-П (абзац 8 п. 2 его резолютивной части (далее - Постановление N 2-П)). Обратим внимание, что на прокуроров не распространяются положения о правах и обязанностях проверяющих лиц, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По общему правилу проверка назначается на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов (абзац 2 п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, п. 6 приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195). Данную информацию могут содержать поступившие в прокуратуру письма, заявления, жалобы, в том числе коллективные, запросы (депутатские либо должностных лиц), обращения, направленные средствами массовой информации или переданные устно на личном приеме.
Предмет и пределы проверки не ограничены законом. Однако Конституционный Суд РФ установил, что основания и поводы для проверок не могут определяться произвольно, а должны быть связаны с конкретными сведениями о нарушении законов проверяемым лицом, притом что неопределенность в отношении правовой квалификации таких фактов не может быть устранена посредством взаимодействия органов прокуратуры с соответствующим надзирающим госорганом (абзац 3 п. 5.2 мотивировочной части, абзац 2 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П).
Пункт 3 ст. 21 Закона о прокуратуре обязывает извещать проверяемое лицо о проведении проверки не позднее дня начала проверки путем ознакомления с решением о проведении проверки. В отсутствие доказательств о надлежащем извещении лица о проведении в его отношении прокурорской проверки, ее основаниях и сроке проведения суд может не принять собранные прокуратурой доказательства (постановления Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 11-АД17-27, АС Центрального округа от 17.10.2017 N Ф10-2795/16, решения АС Сахалинской области от 08.05.2015 по делу N А59-225/2015, АС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.04.2015 по делу N А75-222/2015, постановление Тринадцатого ААС от 24.03.2014 N 13АП-26524/13) либо даже признать, что в действительности имела место незаконная внеплановая проверка иным ведомством, чей сотрудник был привлечен прокурором (постановление Тринадцатого ААС от 19.12.2016 N 13АП-28671/16, решение Иркутского областного суда от 16.04.2015 по делу N 21-168/2015).
При проведении проверки прокурор вправе затребовать представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (абзац 3 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре), которые предоставляются ему бесплатно (п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре). Требуемые документы следует представить прокурору в течение двух рабочих дней с момента поступления требования, если проводится проверка в рамках надзора за исполнением законов, и пяти рабочих дней - если это проверка в рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре). В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
Прокурорские проверки могут быть как выездными, так и документарными. Работник прокуратуры по предъявлении служебного удостоверения вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона (абзац 2 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре). Лицо, не обеспечившее доступ прокурора на указанную территорию или не пропустившее его лично, несет ответственность по ст. 17.7 КоАП.
К участию в проведении проверки прокурор вправе привлекать представителей иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций и требовать от руководителей и других должностных лиц госорганов выделения специалистов для выяснения возникших вопросов (п. 13 ст. 21, абзац 3 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре). На практике эти должностные лица вместе с прокурором проходят на территорию проверяемого лица и принимают полноценное участие в проверке: указывают на нарушения, изучают документы, берут пробы, образцы, делают замеры и прочие аналогичные действия. Несмотря на то, что они являются должностными лицами соответствующих органов, в прокурорской проверке они участвуют не как представители собственного ведомства, но исключительно в качестве компетентных специалистов. Поэтому проверка не перестает быть прокурорской даже с их участием и не влечет изменений в периодичности плановых проверок, проводимых упомянутыми надзорными органами (абзац 6 п. 5.4 мотивировочной части, абзац 5 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П).
Отметим, что в силу п. 15 ст. 21 Закона о прокуратуре действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Прокурорская проверка и проверка по требованию прокурора: сходства и различия;
- Энциклопедия решений. Прокурорские проверки;
- Энциклопедия решений. Процедура проведения прокурорской проверки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

19 июня 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.