Новости и аналитика Правовые консультации Проверки Может ли прокуратура проверять деятельность организации, юридический адрес которой находится не на территории данной прокуратуры?

Может ли прокуратура проверять деятельность организации, юридический адрес которой находится не на территории данной прокуратуры?

Прежде всего отметим, что прокуратура РФ - это единая федеральная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п.п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", далее - Закон о прокуратуре). При осуществлении надзора прокуроры вправе проводить проверки (абзац 2 п. 1 ст. 22, абзац 2 и 5 п. 1 ст. 27 Закона о прокуратуре).
Процедура проведения прокурорских проверок детально не регламентирована, Закон о прокуратуре описывает процедуру проверки только в общем виде. Важно, что при их проведении прокуроры должны руководствоваться нормами Закона о прокуратуре, причем в том конституционно-правовом смысле, который был выявлен Конституционным Судом РФ в постановлении от 17 февраля 2015 г. N 2-П (смотрите абзац 8 п. 2 его резолютивной части (далее - Постановление N 2-П)). Обратим внимание, что на прокуроров не распространяются положения о правах и обязанностях проверяющих лиц, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По общему правил, проверка назначается на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов (абзац 2 п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, п. 6 приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195). Данную информацию могут содержать поступившие в прокуратуру письма, заявления, жалобы, в том числе коллективные, запросы (депутатские либо должностных лиц), обращения, направленные средствами массовой информации или переданные устно на личном приеме.
Предмет и пределы проверки не ограничены законом. Однако Конституционный Суд РФ установил, что основания и поводы для проверок не могут определяться произвольно, а должны быть связаны с конкретными сведениями о нарушении законов проверяемым лицом, притом что неопределенность в отношении правовой квалификации таких фактов не может быть устранена посредством взаимодействия органов прокуратуры с соответствующим надзирающим госорганом (абзац 3 п. 5.2 мотивировочной части, абзац 2 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П).
При проведении проверки прокурор вправе затребовать представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (абзац 3 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре), которые предоставляются ему бесплатно (п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре).
Прокурорские проверки могут быть как выездными, так и документарными. Работник прокуратуры по предъявлении служебного удостоверения вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона (абзац 2 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре). Лицо, не обеспечившее доступ прокурора на указанную территорию или не пропустившее его лично, несет ответственность по ст. 17.7 КоАП.
Закон о прокуратуре не содержит положений, определяющих возможность проверки организаций в зависимости от их юридического адреса. Поскольку предметом надзора прокуратуры является надзор за законностью правовых актов при осуществлении фактической деятельности организации, полагаем, что прокуратура вправе проверять такую организацию по месту ее фактического нахождения, в том числе и в случаях, когда фактический и юридический адреса организации не совпадают.
Отметим, что обжаловать действия (бездействия, а также решения) прокурора можно как вышестоящему прокурору, так и в суд общей юрисдикции в порядке главы 22 КАС РФ (п. 15 ст. 21 Закона о прокуратуре, ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов. Окончательный вывод по делу может быть сделан только судом с учетом всех имеющихся обстоятельств в их совокупности.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

9 июня 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.