Новости и аналитика Правовые консультации Проверки ИФНС в адрес ООО направило информационное письмо с просьбой представить договоры с иностранными контрагентами, в том числе договор с компанией из Белоруссии, с целью подтверждения правильности расчета налога на прибыль. Требование было направлено на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ. 03.03.2020 было направлено требование представить эти же документы вне рамок камеральных проверок. 04.03.2020 общество исполнило требование. 12.03.2020 было получено уведомление о вызове в налоговый орган (в результате проверки было установлено, что выплаты в пользу компании из Белоруссии 13.03.2019 и 04.06.2019 организация не отразила в налоговом расчете по доходам иностранных организаций и не уплатила налог с этих доходов). 1. Права ли ИФНС, запросив документы почти после года со времени выплат в пользу компании из Белоруссии? 2. Каковы последствия непредставления налогового расчета и неуплаты налога? 3. За какой период необходимо сдать налоговый расчет по доходам иностранных организаций?

ИФНС в адрес ООО направило информационное письмо с просьбой представить договоры с иностранными контрагентами, в том числе договор с компанией из Белоруссии, с целью подтверждения правильности расчета налога на прибыль. Требование было направлено на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ.
03.03.2020 было направлено требование представить эти же документы вне рамок камеральных проверок. 04.03.2020 общество исполнило требование.
12.03.2020 было получено уведомление о вызове в налоговый орган (в результате проверки было установлено, что выплаты в пользу компании из Белоруссии 13.03.2019 и 04.06.2019 организация не отразила в налоговом расчете по доходам иностранных организаций и не уплатила налог с этих доходов).
1. Права ли ИФНС, запросив документы почти после года со времени выплат в пользу компании из Белоруссии?
2. Каковы последствия непредставления налогового расчета и неуплаты налога?
3. За какой период необходимо сдать налоговый расчет по доходам иностранных организаций?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Истребование документов вне рамок проведения налоговой проверки за период 2019 года правомерно.
2. Порядок представления Расчета зависит от порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. Если организация уплачивает авансовые платежи ежемесячно и, соответственно, ежемесячно представляет отчетность по налогу на прибыль в налоговый орган, то и Расчет ей следует представлять по итогам месяца, не позднее 28-го числа следующего месяца. Если авансовые платежи уплачиваются поквартально, Расчет также представляется по итогам квартала, не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
При этом Расчет составляется нарастающим итогом с начала года. Поэтому он представляется и в том случае, если в отдельном отчетном периоде (месяце или квартале) не осуществлялись выплаты дохода иностранной организации.
3. Нарушение сроков представления налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранной организации доходов является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ - взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
За неполное удержание и перечисление в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, налоговые органы имеют право взыскать с налогового агента штраф на основании ст. 123 НК РФ в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. За несвоевременное перечисление сумм налога налоговый агент должен выплатить пени за каждый день просрочки (п.п. 3, 4 и 7 ст. 75 НК РФ).

Обоснование вывода:

Периоды, за которые могут быть истребованы документы вне рамок проведения налоговое проверки

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 23, пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать, а налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Так, в частности, в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (абзац 1 п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
При этом налоговое законодательство не содержит каких-либо ограничений по периоду, за который могут быть истребованы документы вне рамок проведения налоговой проверки, поэтому формально налоговым органом могут быть затребованы документы за любой период, если они имеют отношение к конкретной сделке, которую проверяют.
Вместе с тем периоды, за которые налоговыми органами могут быть истребованы документы, в том числе в соответствии с абзацем 1 п. 2 ст. 93.1 НК РФ, ограничиваются сроками хранения этих документов (копий документов), установленными НК РФ (в том числе пп. 8 п. 1 и пп. 6 п. 3.4 ст. 23, ст. 214.1, 214.5, 226.1, 264, 283, 342.1, 346.18 НК РФ), а также другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Смотрите письмо Минфина России от 30.04.2019 N 03-02-08/32313.
Напомним, что пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ установлен четырехлетний срок хранения данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов. Аналогичное правило установлено и для налоговых агентов (пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).
Следует учитывать, что течение четырехлетнего срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, исчисления и уплаты налогов, в частности, налога на прибыль организаций и НДС, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов (п. 1 ст. 252, ст. 313 НК РФ, письмо Минфина России от 19.07.2017 N 03-07-11/45829). Иными словами, отсчет указанного срока начинает исчисляться не с момента оформления документа (или, к примеру, его поступления в организацию), а с момента окончания налогового периода, в котором он был использован при исчислении налога. Поэтому при определении сроков хранения тех или иных документов в организации необходимо учитывать порядок налогового учета конкретного факта хозяйственной деятельности, отражаемого на основании этих документов, установленный нормами НК РФ.
В рассматриваемом случае, налоговый орган запрашивает документы по сделке, которая произошла в 2019 году. С учетом сказанного выше считаем, что в данном случае истребование документов за этот период правомерно.

Представление расчета по доходам иностранных организаций

Пунктом 4 ст. 310 НК РФ определено, что налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов ст. 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, утвержденной приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@ (далее - Расчет). Этим же приказом установлен и порядок заполнения расчета (далее Порядок заполнения Расчета).
Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном ст. 289 НК РФ.
Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3 ст. 289 НК РФ). Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).
Налоговым периодом по налогу признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).
Таким образом, порядок представления Расчета зависит от порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. Если организация уплачивает авансовые платежи ежемесячно и, соответственно, ежемесячно представляет отчетность по налогу на прибыль в налоговый орган, то и Расчет ей следует представлять по итогам месяца не позднее 28-го числа следующего месяца. Если авансовые платежи уплачиваются поквартально, Расчет также представляется по итогам квартала не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
В соответствии с п. 1.1 Порядка заполнения Расчета Расчет составляется нарастающим итогом с начала года. Поэтому Расчет представляется и в том случае, если в отдельном отчетном периоде (месяце или квартале) не осуществлялись выплаты дохода иностранной организации. В рассматриваемом случае выплаты в пользу иностранной организации были произведены в марте и июне 2019 года, соответственно:
- при уплате авансовых платежей по налогу на прибыль ежеквартально в налоговый орган следовало представить Расчеты за 1 квартал 2019 года, за полугодие 2019 года, за 9 месяцев 2019 года и за 2019 год;
- при уплате авансовых платежей по налогу на прибыль ежемесячно в налоговый орган следовало представить Расчеты за март, март-апрель, март-май, март-июнь, март-июль, март-август, март-сентябрь, март-октябрь, март-ноябрь и 2019 год.

Последствия непредставления Расчета и неуплаты налога

Нарушение сроков представления налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранной организации доходов является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ - взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.03.2016 N Ф08-1502/16 по делу N А53-17372/2015, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 N 20АП-3883/19).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 24 НК РФ). Так, за неполное удержание и перечисление в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, налоговые органы имеют право взыскать с налогового агента штраф на основании ст. 123 НК РФ в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
За несвоевременное перечисление сумм налога налоговый агент должен выплатить пени за каждый день просрочки (п.п. 3, 4 и 7 ст. 75 НК РФ). Пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика НДФЛ могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества, поскольку пени по своей природе являются способом обеспечения исполнения обязанностей, распространяющимся и на налоговых агентов (постановление Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 5317/11).
В случае неудержания налога при выплате денежных средств иностранному лицу с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени, начисляемые до момента исполнения обязанности по уплате налога (абзац 7 п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

26 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.