Новости и аналитика Правовые консультации Проверки По итогам плановой проверки, проведенной госинспектором по пожарному надзору, индивидуальному предпринимателю выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности с целью предотвращения угрозы возникновения пожара в здании магазина. Срок выполнения предписания - один год. В течение этого срока произошло отчуждение здания магазина и смена собственника. Обязан ли новый собственник здания магазина выполнять требования, изложенные в предписании пожнадзора, которое было выдано старому собственнику? Могут ли к нему быть применены штрафные санкции за невыполнение предписания, выданного предыдущему собственнику здания?

По итогам плановой проверки, проведенной госинспектором по пожарному надзору, индивидуальному предпринимателю выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности с целью предотвращения угрозы возникновения пожара в здании магазина. Срок выполнения предписания - один год. В течение этого срока произошло отчуждение здания магазина и смена собственника. Обязан ли новый собственник здания магазина выполнять требования, изложенные в предписании пожнадзора, которое было выдано старому собственнику? Могут ли к нему быть применены штрафные санкции за невыполнение предписания, выданного предыдущему собственнику здания?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Предписание государственного пожарного надзора выдается определенному субъекту проверки, указанному в документах проверки (например, собственнику объекта защиты - физическому лицу или индивидуальному предпринимателю), поэтому привлечь к ответственности за неисполнение предписания, выданного иному лицу в период, когда новый собственник не являлся владельцем указанного объекта защиты - здания магазина, невозможно. Однако смена собственника объекта защиты не освобождает нового владельца от обязанности выполнения требований пожарной безопасности (далее - ПБ) на нем и может повлечь в случае обнаружения инспектором ГПН факта нарушений, создающих угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей и возникновения пожара, инициацию проведения новой внеплановой проверки и привлечение к административной ответственности нового владельца за нарушение требований ПБ по ее результатам.

Обоснование позиции:
1. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
2. Ежегодное планирование проверок осуществляется в отношении объектов защиты, а не в отношении их собственников и иных владельцев. Поэтому в ежегодном плане проверок орган ГПН указывает не только наименование проверяемого лица, но и (обязательно) место нахождения проверяемого объекта. Более того, если в ежегодном плане указан только объект защиты, подлежащий проверке, а проверяемое лицо не указано, то это нарушение не является грубым (определение ВС РФ от 12.12.2017 N 302-КГ17-18392, постановления АС Северо-Кавказского округа от 28.03.2018 N Ф08-1539/18, ФАС Северо-Западного округа от 23.01.2014 N Ф07-9629/13, иная позиция - в решении АС Камчатского края от 29.01.2018 по делу N А24-5825/2017).
Если при подготовке плановой проверки выяснилось, что лицо, поименованное в утвержденном плане проверок, уже не является титульным владельцем объекта защиты, орган ГПН издает новое распоряжение о проверке того же объекта, но уже в отношении нового владельца (постановления Двенадцатого ААС от 27.08.2014 N 12АП-7606/14, ФАС Волго-Вятского округа от 29.01.2013 N Ф01-6337/12, Восемнадцатого ААС от 28.08.2012 N 18АП-7742/12). Впрочем, иногда суд признает такую проверку незаконной по ч. 3 ст. 9 Закона 294-ФЗ в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок (постановление ФАС Уральского округа от 25.12.2012 N Ф09-12923/12). Таким образом, продажа объекта защиты (изменение договорных отношений) с целью изменения статуса правообладателя на момент проверки не сможет такую проверку отменить (постановление Двенадцатого ААС от 27.08.2014 N 12АП-7606/14).
3. В соответствии с абзацем 3 пункта 94 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом от 30.11.2016 N 644, если инспектор ГПН в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания выявил нарушения ПБ, создающие угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара, принимаются меры для проведения новой внеплановой проверки: пожарный инспектор вправе составить рапорт об обнаружении нарушений, создающих угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, и на основании этой информации вправе провести новую внеплановую проверку, на этот раз по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 5 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ в отношении нового собственника, и принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000 рублей; на должностных лиц - от 6000 до 15 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 0000 до 30 000 рублей; на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 рублей (часть 1 статьи 20.4КоАП РФ).
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего ФГПН, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц - от 70 000 до 80 000 рублей. Повторное совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (части 12 и 14 статьи 19.5 КоАП РФ).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
1. Энциклопедия решений. Предмет и субъекты проверок со стороны органов ГПН;
2. Энциклопедия решений. Внеплановая проверка органами пожарного надзора;
3. Энциклопедия решений. Возбуждение органом ГПН дела об административном правонарушении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Обухова Наталья

Ответ прошел контроль качества

25 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.