Новости и аналитика Правовые консультации Проверки Общество является субъектом малого предпринимательства, осуществляет деятельность на объекте I категории, определяемом в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно п. 2 ст. 11 от 24.06.1998 N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. Пунктами 2 и 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ определено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (далее - КЭР), предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды. Сроки получения КЭР установлены п.п. 6, 7 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором указано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. Общество в перечень не включено. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, обязаны получить комплексное экологическое разрешение до 1 января 2025 года. Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, утвержден приказом Минприроды России от 18.04.2018 N 154. Общество в указанный перечень не включено. Правомерно ли привлечение Росприроднадзором Общества, являющегося субъектом малого предпринимательства и осуществляющего деятельность на объекте I категории, к административной ответственности за: 1) отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по состоянию на май 2019 года; 2) неутверждение Росприроднадзором Обществу нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по состоянию на май 2019 года?

Общество является субъектом малого предпринимательства, осуществляет деятельность на объекте I категории, определяемом в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно п. 2 ст. 11 от 24.06.1998 N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. Пунктами 2 и 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ определено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (далее - КЭР), предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды. Сроки получения КЭР установлены п.п. 6, 7 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором указано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. Общество в перечень не включено. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, обязаны получить комплексное экологическое разрешение до 1 января 2025 года. Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, утвержден приказом Минприроды России от 18.04.2018 N 154. Общество в указанный перечень не включено. Правомерно ли привлечение Росприроднадзором Общества, являющегося субъектом малого предпринимательства и осуществляющего деятельность на объекте I категории, к административной ответственности за: 1) отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по состоянию на май 2019 года; 2) неутверждение Росприроднадзором Обществу нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по состоянию на май 2019 года?

В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (далее - КЭР), предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
На основании п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить КЭР.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение КЭР в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. Указанный перечень объектов I категории утвержден приказом Минприроды России от 18.04.2018 N 154 и включает 300 объектов (далее - Перечень).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в Перечень, обязаны получить КЭР до 1 января 2025 года (ч. 7 ст. 11 Закона N 219-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации общество не включено в Перечень. Соответственно, общество обязано получить КЭР до 1 января 2025 года.
Исходя из буквального толкования п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, общество должно установить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на основании КЭР, которое в свою очередь обязано получить до 1 января 2025 года.
Поскольку в настоящее время у общества отсутствует КЭР, полагаем, что оно не обязано устанавливать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а следовательно, на наш взгляд, привлечение общества к административной ответственности по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ неправомерно.
Обращаем внимание на то, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с точкой зрения иных специалистов.
К сожалению, никаких официальных разъяснений, правоприменительной и судебной практики нам найти не удалось. В связи с этим рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по почте (125993, г. Москва, ул. Б. Грузинская 4/6) либо заполнив специальную форму на сайте ведомства: http://rpn.gov.ru/appeal-to-rpn.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Ответ прошел контроль качества

10 июля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.