Новости и аналитика Правовые консультации Проверки Министерство потребительского рынка и услуг Московской области готовится провести проверку организации в рамках государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкоголя. При проверке представители требуют, чтобы им представили "Уведомление о начале предоставления услуг общественного питания". Организация начала осуществление деятельности по предоставлению услуг общественного питания до 01.07.2009. Новых обособленных структурных подразделений с этой даты организация не открывала. Правомерно ли требование проверяющих?

Министерство потребительского рынка и услуг Московской области готовится провести проверку организации в рамках государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкоголя. При проверке представители требуют, чтобы им представили "Уведомление о начале предоставления услуг общественного питания". Организация начала осуществление деятельности по предоставлению услуг общественного питания до 01.07.2009. Новых обособленных структурных подразделений с этой даты организация не открывала. Правомерно ли требование проверяющих?

Прежде всего отметим, что обязанность юридического лица уведомлять уполномоченный орган государственного контроля (надзора) о начале осуществления им деятельности по предоставлению услуг общественного питания предусмотрена п. 3 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Анализ данного закона показывает, что приведенная выше норма вступила в силу с 1 июля 2009 года (ч. 1.1 ст. 27 Закона N 294-ФЗ). При этом каких-либо положений, придающих ей обратную силу, законодательство не содержит.
В свою очередь, буквальное толкование ч. 1 ст. 8 Закона N 294-ФЗ и самого названия указанной статьи свидетельствует о том, что юридическое лицо обязано уведомлять уполномоченный орган не о самом факте осуществления поименованных в ч. 2 этой статьи видов деятельности, а о начале их осуществления. Иными словами, смысл этих норм предполагает, что до направления уведомления соответствующий вид деятельности юридическим лицом не осуществлялся. Это подтверждается также положениями п. 2 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584, согласно которому уведомление подается лицом, не осуществляющим, а лишь предполагающим осуществление соответствующего вида деятельности.
Отсюда следует вывод, что юридическое лицо, начавшее осуществление одного из видов деятельности, поименованных в ч. 2 ст. 8 Закона N 294-ФЗ, до 1 июля 2009 года (или иной даты, начиная с которой подача уведомления об осуществлении конкретного вида деятельности стала обязательной), подавать соответствующее уведомление не должно.
Данный вывод находит свое отражение как в разъяснениях надзорных органов (смотрите, например, письмо Роспотребнадзора от 08.02.2010 N 01/1606-0-32 "О приеме и регистрации уведомлений", письмо Роспотребнадзора от 19.02.2010 N 01/2337-0-32), так и в судебной практике (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 N 14АП-3064/16).
Вместе с тем необходимо помнить, что п. 1 ч. 6 ст. 8 Закона N 294-ФЗ на юридических лиц возложена обязанность дополнительно сообщить в уполномоченный орган сведения об изменении места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности. На этом основании вышеприведенные разъяснения указывают на то, что, если юридическое лицо, осуществлявшее один из поименованных в ч. 2 ст. 8 Закона N 294-ФЗ видов деятельности до той даты, с которой подача уведомлений о начале его осуществления стала обязательной, создает после этой даты обособленное подразделение, через которое оно будет осуществлять этот вид деятельности, оно обязано подать соответствующее уведомление о начале осуществления такой деятельности.
Таким образом, если организация, указанная в вопросе, осуществляла деятельность по предоставлению услуг общественного питания до 1 июля 2009 года и не открывала после этого ни одного обособленного подразделения, через которое оно также осуществляло этот же вид деятельности, то истребование контролирующими органами соответствующего уведомления неправомерно. На это обстоятельство необходимо указать контролирующему органу в письменном возражении на требование представить соответствующий документ. Также напоминаем, что действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 21 Закона N 294-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ложечникова Елена

Ответ прошел контроль качества

10 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.