Новости и аналитика Правовые консультации Проверки Коммерческая организация использует обычный план счетов бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет ведется с использованием компьютерной программы. 1. Может ли организация распечатывать Главную книгу только по требованию (запросу) проверяющих? 2. Можно ли руководствоваться при составлении бухгалтерской отчетности только данными оборотно-сальдовой ведомости (по всем счетам)?

Коммерческая организация использует обычный план счетов бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет ведется с использованием компьютерной программы. 1. Может ли организация распечатывать Главную книгу только по требованию (запросу) проверяющих? 2. Можно ли руководствоваться при составлении бухгалтерской отчетности только данными оборотно-сальдовой ведомости (по всем счетам)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Предприятие не обязано регулярно распечатывать Главную книгу, если имеется возможность в любой момент вывести ее с машинного на бумажный носитель информации.
2. В число применяемых предприятием регистров бухгалтерского учета может и не входить Главная книга, если для составления бухгалтерской отчетности достаточно информации, содержащейся в других регистрах. При этом перечень и формы применяемых регистров бухгалтерского учета должны быть утверждены в составе учетной политики предприятия.
Мы считаем сомнительным, что для составления бухгалтерской отчетности достаточно данных оборотно-сальдовой ведомости в целом по предприятию. Скорее всего, понадобится информация из других регистров бухучета, содержащих информацию по отдельным счетам.

Обоснование вывода:
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности (ч.ч. 1, 3 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). При этом они могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации.
При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации (п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н)).
В связи с изложенным выше считаем, что предприятие не обязано регулярно распечатывать Главную книгу, если имеется возможность в любой момент вывести ее с машинного на бумажный носитель информации.
Тем не менее мы рекомендуем ежегодно (по состоянию на конец отчетного года) распечатывать и подписывать Главную книгу, во избежание рисков, связанных со сбоями в программном обеспечении.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Утверждаются формы регистров учетной политикой (четвертый абзац п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). При этом они должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ.
Отметим, что с 1 января 2013 года формы регистров бухгалтерского учета, утвержденные федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Закона N 402-ФЗ, не являются обязательными к применению (смотрите информацию Минфина РФ от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). Однако ранее утвержденные регистры можно использовать или брать за основу при разработке собственных форм. Каким конкретно образом в учетной политике закрепляется использование тех или иных регистров, в положениях по бухучету ничего не сказано. По нашему мнению, в учетной политике следует перечислить используемые формы и приложить их образцы.
Таким образом, формы регистров бухгалтерского учета должен утвердить руководитель предприятия. При этом представить формы для утверждения должно должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, или сторонняя организация, с которой заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Законодательство не ограничивает экономический субъект в количестве, объеме применяемых форм. То есть в регистры, применяемые предприятием, могут входить (а могут и не входить) оборотно-сальдовая ведомость, Главная книга, журнал хозяйственных операций, ведомость по счету, анализ счета и другие.
В то же время не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).
Следовательно, в число применяемых предприятием регистров бухгалтерского учета может и не входить Главная книга, если для составления бухгалтерской отчетности достаточно информации, содержащейся в других регистрах. При этом перечень и формы применяемых регистров бухгалтерского учета должны быть утверждены в составе учетной политики предприятия.
Мы считаем сомнительным, что для составления бухгалтерской отчетности достаточно данных оборотно-сальдовой ведомости в целом по предприятию. Скорее всего, понадобится информация из других регистров бухучета, содержащих информацию по отдельным счетам. Вывод об отсутствии необходимости применения Главной книги следует воспринимать с учетом этого уточнения.
Отметим также, что налогоплательщики в силу пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Пунктом 12 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Необходимые для проверки документы могут быть также истребованы у налогоплательщика в порядке, установленном ст. 93 НК РФ. При этом налоговым законодательством не определен перечень документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика должностными лицами налогового органа, проводящими выездную налоговую проверку.
Согласно п. 5.1 Рекомендаций по проведению выездных налоговых проверок (письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@) в ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки, в частности регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.).
По мнению финансовых органов, при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики (письмо Минфина России от 11.05.2010 N 03-02-07/1-228).
В связи с этим считаем, что при отсутствии среди утвержденных в составе учетной политики регистров бухучета Главной книги налоговые органы не должны требовать ее представления. Однако при этом должны иметься в наличии другие регистры бухгалтерского учета, содержащие необходимую для исчисления налогов и взносов информацию.
Заметим, что отсутствие регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств и пр. считается грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей применения ст. 120 НК РФ. Кроме того, за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету может быть применена в отношении должностных лиц организации административная ответственность, установленная ст. 15.11 КоАП РФ. При этом под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается, в частности:
- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
- отсутствие у экономического субъекта регистров бухгалтерского учета.
Таким образом, указанные нарушения могут привести к взысканию штрафа с предприятия в соответствии со ст. 120 НК РФ, а также в отношении должностных лиц предприятия может быть применена административная ответственность, предусмотренная ст. 15.11 КоАП РФ.

К сведению:
Если бы предприятие было бюджетным учреждением, то Главную книгу (форма 0504072) следовало бы формировать и распечатывать ежемесячно (приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Регистры бухгалтерского учета;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский баланс;
- Энциклопедия решений. Документы, проверяемые в ходе выездной налоговой проверки;
- Энциклопедия решений. Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) (ст. 120 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

28 июня 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.