Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

В случае посадки воздушного судна ввиду неблагоприятных метеоусловий на аэродром, с владельцем которого у потребителя заключен договор, необходимо оплачивать стоянку по тарифу за временную стоянку на аэродроме либо применяется сбор за стоянку, относящийся к аэропортовым сборам?

18 июля 2025

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 149 утверждены сборы и тарифы за временную стоянку воздушного судна на аэродроме. Договором между аэродромом и потребителем установлен тариф, который предусматривает стоянку воздушного судна и плату за час.
В случае если произойдет посадка воздушного судна ввиду неблагоприятных метеоусловий на этот аэродром, то в таком случае нужно применять тариф, предусмотренный договором и п. 86 приказа, или сбор, предусмотренный пунктами 40-44 приказа?

В соответствии с п. 1 ст. 64 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ) оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В соответствии с пп. 2.2, 2.3 ст. 64 ВК РФ приказом Минтранса России от 27.04.2024 N 149 утвержден Порядок установления аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и взимания рассчитанной на их основе платы с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы, полеты авиации общего назначения, организаций экспериментальной и государственной авиации и с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 Воздушного кодекса Российской Федерации организаций иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, предусматривающие положения о взимании тех же сборов и тарифов, которые установлены для российских лиц (далее - Порядок).

Пунктом 2 Порядка установлен перечень аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание, в число которых входит, помимо прочего, сбор за стоянку, относящийся к аэропортовым сборам, а также тариф за временную стоянку на аэродроме, который относится к тарифам за наземное обслуживание.

Согласно п. 86 Порядка тариф за временную стоянку на аэродроме устанавливается за предоставление места для временной стоянки воздушного судна на аэродроме и взимается в случаях, когда стоянка воздушного судна осуществляется в соответствии с выделенным слотом и (или) условиями договора об оказании услуг между организацией гражданской авиации и потребителем.

Под организацией гражданской авиации в силу п. 5 Порядка понимается, в частности, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие обслуживание воздушных судов в аэропортах.

Согласно п. 40 Порядка сбор за стоянку устанавливается за предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме более трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и (или) выгрузке) в аэропорту посадки.

Пунктом 41 Порядка установлено, что сбор за стоянку взимается в случаях, когда условия стоянки воздушного судна на аэродроме не определены договором об оказании услуг между организацией гражданской авиации и потребителем.

В соответствии с п. 89 Порядка время стоянки воздушного судна определяется как разность между временем посадки и вылета воздушного судна, уменьшенная на 15 минут и на время предоставления места стоянки воздушному судну, указанное в п. 32 Порядка.

Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемом случае между организацией гражданской авиации и потребителем заключен договор, определяющий условия стоянки воздушного судна на аэродроме. В таком случае в связи с посадкой воздушного судна, в том числе ввиду неблагоприятных метеоусловий (поскольку Порядок для таких случаев исключений не предусматривает), в силу пп. 41, 86 Порядка с потребителя должна взиматься плата из расчета тарифа за временную стоянку на аэродроме и не должен уплачиваться сбор за стоянку.

Обратим внимание, что этот вывод является нашим экспертным мнением, которое основано только на имеющейся в вопросе информации, без учета толкования условий заключенного между сторонами договора. В спорной ситуации окончательное решение по этому вопросу сможет принять суд. Официальных разъяснений и судебной практики по этому вопросу мы не обнаружили.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

18 июня 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перепечатка
Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное