Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Государственное учреждение не занимается перевозкой пассажиров и грузов, однако для внутренних хозяйственных нужд у него имеется легковое транспортное средство. Должно ли учреждение при определении норм списания ГСМ руководствоваться Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (приложение к распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р), или приказом руководителя можно установить нормы, которые будут немного выше, чем базовые, указанные в данном распоряжении Минтранса?

Государственное учреждение не занимается перевозкой пассажиров и грузов, однако для внутренних хозяйственных нужд у него имеется легковое транспортное средство.
Должно ли учреждение при определении норм списания ГСМ руководствоваться Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (приложение к распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р), или приказом руководителя можно установить нормы, которые будут немного выше, чем базовые, указанные в данном распоряжении Минтранса?

Пожалуй, не может вызывать сомнения необходимость нормирования различных расходов, осуществляемых государственным учреждением.
На необходимость использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами указывают, в частности, положения п. 4 Инструкции по бюджетному учету положениями "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
При этом актуальным был и остается вопрос нормирования списания топлива и смазочных материалов (ГСМ).
По общему правилу при установлении норм расхода ГСМ автомобилями государственные учреждения руководствуются Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (приложение к распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, далее - Методические рекомендации).
В отношении обязательности применения указанных Методических рекомендаций организациями в различных источниках встречаются порой различные по содержанию позиции:
- применение Методических рекомендаций по вопросам расчета норм расхода топлива является обязательным (постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009);
- Методические рекомендации носят рекомендательный характер (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012 N 16АП-2593/09, решение АС Свердловской области от 17.06.2011 N А60-2931/2011; Вопрос: Учреждению был передан автомобиль иностранного производства, расход топлива по которому не соответствовал нормам расхода топлива. Учреждением была создана комиссия и произведены контрольные замеры расхода топлива на данный автомобиль при выполнении внутригородских и пригородных перевозок. На основании этих замеров составлен акт, на основании которого списывался расход топлива. Правомерны ли такие действия? ("Бюджетный учет", N 9, сентябрь 2011 г.));
- при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля необходимо учитывать Методические рекомендации (письмо Минфина России от 14.01.2009 N 03-03-06/1/15) и т.д.
Однако "ломанье копий" по поводу обязательности применения государственным учреждением в рассматриваемом случае, по нашему мнению, излишне.
Дело в том, что нормы расхода ГСМ на автомобильном транспорте предназначены:
- для расчетов нормативного значения расхода ГСМ по месту потребления;
- для ведения статистической и оперативной отчетности;
- планирования потребности учреждения в обеспечении ГСМ;
- для расчетов по налогообложению;
- осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых ГСМ и т.д.
Говоря иными словами, применение норм расхода ГСМ не призвано очертить жёсткие рамки расхода ГСМ при эксплуатации автомобилей, а призвано упорядочить планирование, отпуск и потребления топлив, обеспечить должностных лиц учреждения информацией об эффективности (неэффективности) эксплуатации автомобилей. Так, например, превышение установленной нормы ГСМ на отдельном транспортном средстве само по себе не может служить основанием для применения к водителю мер материальной ответственности, но может служить основанием о необходимости проверить исправность автомобиля, характер и режим его эксплуатации, исключить возможность хищения ГСМ.
Поэтому при установлении норм расхода ГСМ должностным лицам необходимо придерживаться порядка, обеспечивающего наиболее точное отражение потребления автомобилем ГСМ.
В этой связи Методические рекомендации представляются нам документом, содержащим нормы, в основу которых легли научно-обоснованные и технически выверенные специализированными организациями данные, получить которые в условиях государственного учреждения, без привлечения сторонних специалистов (организаций), как правило, просто не представляется возможным.
Именно поэтому специалисты уполномоченных органов и рекомендуют для определения норм расхода ГСМ руководствоваться именно Методическими рекомендациями (смотрите, например, письмо Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57).
Нормы, приведенные в Методических рекомендациях, включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды*(1), не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно (п. 4 Методических рекомендаций).
Для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, не поименованных в Методических рекомендациях, нормы расхода ГСМ могут утверждаться руководителем учреждения (или доводиться до учреждения вышестоящей организацией) (п. 6 Методических рекомендаций, письмо Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67)*(2)
Кроме того, при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России возможно и уточнение норм для автомобилей, поименованных в Методических рекомендациях.
В любом случае, решение руководителя учреждения об установлении норм расхода ГСМ, в основе которого будут лежать:
- базовые нормы, содержащиеся в Методических рекомендациях, увеличенные (уменьшенные) на корректирующие коэффициенты (за работу в зимнее время; в городах; работу, требующую частых технологических остановок для посадки-высадки пассажиров; при использовании кондиционера и т.д.);
- нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике;
- техническая документация завода изготовителя;
- результаты испытаний (контрольных замеров), проведенных комиссией учреждения, оформленные соответствующим актом,
сведут к минимуму возможные претензии со стороны контролирующих органов.
И напротив, решение, не обоснованное должным образом, само по себе может явиться основанием для таких претензий.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

8 октября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Обратите внимание: использование легкового автомобиля для перевозки сотрудников учреждения по дорогам общего пользования не может рассматриваться в качестве внутренних хозяйственных нужд, в отличие, например, от использования бензина при проверке работы двигателя (топливной системы) после ремонта.
*(2) Смотрите также материал:
- Вопрос: В 2010 году учреждение приобрело автомобиль ВАЗ-217030, на который Минтрансом не установлены нормы расхода топлива. Вправе ли учреждение утвердить нормы для данного автомобиля своим внутренним локальным актом? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2011 г.).