Внутренний финансовый аудит в главном распорядителе бюджетных средств организован в упрощенном порядке. Должен ли в таком случае руководитель формировать какой-либо документ по итогам осуществления внутреннего финансового аудита в отчетном финансовом году?
Главный распорядитель бюджетных средств (Финансовое управление) передал полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности в централизованную бухгалтерию, руководителем управления издан приказ "Об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита".
Должен ли руководитель Финансового управления в данном случае формировать какой-либо документ по окончании финансового года об итогах осуществления внутреннего финансового аудита?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Самостоятельное выполнение руководителем главного распорядителя бюджетных средств действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, не предполагает обязательного формирования по итогам финансового года каких-либо документов (в том числе отчетов). Однако на основании сведений о выполнении бюджетных процедур в отчетном финансовом году могут быть сформированы предложения и рекомендации по совершенствованию организации внутреннего финансового контроля и по повышению качества финансового менеджмента.
Обоснование позиции:
Взаимосвязанными положениями пп. 1-3 ст. 160.2-1 БК РФ на отдельных участников бюджетного процесса, а именно на администраторов (главных администраторов) доходов бюджетов, администраторов (главных администраторов) источников финансирования дефицитов бюджетов, распорядителей (главных распорядителей) и получателей бюджетных средств (далее при совместном упоминании - администраторы бюджетных средств, главные администраторы бюджетных средств соответственно), возложены бюджетные полномочия по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита.
Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Минфином России; нормативное и методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового аудита также отнесено к бюджетным полномочиям Минфина России (абзац первый п. 5 ст. 160.2-1 и абзац сороковой ст. 165 БК РФ).
Как усматривается из п. 3 Федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 18 декабря 2019 г. N 237н, одним из оснований организации внутреннего финансового аудита (наряду с образованием субъекта внутреннего финансового аудита и передачей соответствующих полномочий) может быть принятое руководителем администратора (главного администратора) бюджетных средств решение о самостоятельном выполнении им действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита (далее - упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита).
В целях реализации решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита руководитель администратора (главного администратора) бюджетных средств принимает на себя и единолично несет ответственность за результаты выполнения бюджетных процедур, а также самостоятельно выполняет действия, направленные на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, в частности организует и осуществляет внутренний финансовый контроль, решает задачи внутреннего финансового аудита, направленные на совершенствование внутреннего финансового контроля, решает задачи внутреннего финансового аудита, направленные на повышение качества финансового менеджмента (п. 14 Федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 18 декабря 2019 г. N 237н).
По смыслу абзацев второго, третьего, восьмого и одиннадцатого п. 3 Федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 196н, всякое аудиторское мероприятие в рамках внутреннего финансового аудита может быть проведено только в том случае, если в администраторе (главном администраторе) бюджетных средств образован субъект внутреннего финансового аудита.
Следовательно, если руководитель администратора (главного администратора) бюджетных средств принял решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита, то никакие аудиторские мероприятия (в том числе направленные на подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета установленным требованиям) принципиально не могут быть проведены. По этой же причине администраторы (главные администраторы) бюджетных средств, принявшие решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита, не издают ведомственные (внутренние) акты, определяющие особенности применения федеральных стандартов внутреннего финансового аудита (п. 15 Федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 18 декабря 2019 г. N 237н).
Итак, в условиях упрощенного осуществления внутреннего финансового аудита аудиторские мероприятия не проводятся, составление и утверждение плана проведения аудиторских мероприятий не осуществляется, программы аудиторских мероприятий не утверждаются, а также не привлекаются эксперты, должностные лица (работники) администратора (главного администратора) к проведению аудиторских мероприятий, не осуществляется подготовка заключений по результатам проведения аудиторских мероприятий и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита: на это указано в разделе IV Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 28 апреля 2023 г. N 02-10-13/40269.
С учетом изложенного, по нашему мнению, упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита не предполагает обязательного формирования руководителем администратора (главного администратора) бюджетных средств каких-либо документов (в том числе отчетов) по итогам финансового года. Тем не менее в целях решения задач, предусмотренных пп. 14 и 16 Федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 196н, руководителем администратора (главного администратора) бюджетных средств формируются предложения и рекомендации по совершенствованию организации внутреннего финансового контроля и по повышению качества финансового менеджмента (в этом, собственно, и состоит смысл осуществления внутреннего финансового аудита, пусть и в упрощенном порядке). Это может быть сделано в том числе на основании сведений о выполнении бюджетных процедур в отчетном финансовом году (но эта задача может решаться и в течение финансового года, строгой обязанности формировать эти предложения и рекомендации именно по результатам финансового года не имеется).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Внутренний финансовый аудит (март 2025);
- Памятка специалиста по финконтролю и аудиту в бюджетной сфере (подготовлено экспертами компании "Гарант");
- Вопрос: Должен ли администратор бюджетных средств подтверждать достоверность своей годовой бюджетной отчетности в условиях упрощенного осуществления внутреннего финансового аудита? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2023 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Попкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел
28 марта 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.