Насколько обоснованно муниципальное бюджетное учреждение заключило контракты на сумму, превышающую плановые назначения по поступлениям на соответствующий финансовый год?
Муниципальное бюджетное учреждение в 2024 году в соответствии с планом-графиком закупок на финансовый год заключило контракты на сумму, превышающую утвержденные назначения в плане финансово-хозяйственной деятельности (субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания). Правомерно ли это? Допущены ли заказчиком нарушения?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Принятие муниципальным бюджетным учреждением обязательств сверх плановых назначений, отраженных в плане финансово-хозяйственной деятельности, посредством заключения контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, не допускается. При этом показатели плана-графика в части объемов финансового обеспечения строго увязываются с расчетами соответствующих показателей плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Обоснование позиции:
По общему правилу, закрепленному ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, муниципальные бюджетные учреждения осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (далее - закупки) за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями этого же Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных чч. 2 и 3 рассматриваемой статьи, когда применяется Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ.
При этом по смыслу подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ основным финансово-плановым актом муниципального бюджетного учреждения является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Минфином России.
Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков, включающих, среди прочего, объем финансового обеспечения для осуществления закупок, а закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены; план-график формируется муниципальным учреждением при планировании финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности и при необходимости подлежит изменению в том числе для приведения его в соответствие в связи с изменением показателей плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (ч. 1, п. 3 ч. 2, ч. 7 и п. 2 ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ).
Равным образом ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ предусматривает обязанность заказчика в установленном Правительством России порядке формировать и размещать план закупки товаров, работ, услуг, то есть закупочная деятельность муниципального бюджетного учреждения в любом случае подлежит планированию вне зависимости от того, на основании какого законодательного акта она осуществляется.
При составлении плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (а также при внесении в него изменений) расчеты расходов на закупку товаров, работ, услуг должны соответствовать в части планируемых выплат (пп. 8, 9, 14 и 42 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 31 августа 2018 г. N 186н):
- показателям плана-графика закупок, формируемого в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае осуществления закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ;
- показателям плана закупок товаров, работ, услуг, формируемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в отношении закупок, подлежащих включению в указанный план закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ, а также показателям закупок, которые согласно положениям п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства России от 17 сентября 2012 г. N 932, не включаются в план закупок товаров, работ, услуг.
Более того, п. 10, подп. "е" п. 16 и п. 17 Положения, утвержденного постановлением Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1279 во исполнение ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, предполагают, что именно на основании обозначенных выше обоснований (расчетов) плановых показателей выплат, формируемых при составлении проекта плана финансово-хозяйственной деятельности, в соответствующих графах плана-графика указывается общий объем финансового обеспечения, предусмотренный бюджетному учреждению для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и последующих годах (в случае осуществления закупок, которые планируются по истечении планового периода), детализированный на объем финансового обеспечения по каждому коду вида расходов, причем в плане-графике эти показатели формируются автоматически на основе информации, содержащейся в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет").
Далее обращаем внимание на абзац второй п. 13 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 31 августа 2018 г. N 186н, согласно которому показатели плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения по выплатам после внесения в них изменений не могут превышать объем плановых поступлений, с учетом остатка на начало текущего финансового года. Это означает, что спланировать расходы с превышением плановых назначений по поступлениям бюджетное учреждение принципиально не может.
В то же время бюджетное учреждение не лишено возможности заключать в текущем финансовом году контракты (договоры), подлежащие оплате в очередном (или последующем) финансовом году, в пределах плановых назначений на соответствующий финансовый год (скажем, учреждением в 2025 году может быть спланирована закупка и заключен контракт, предполагающий оплату товаров, работ или услуг в 2026 году, при условии, что в плане финансово-хозяйственной деятельности имеются в достаточном объеме "свободные" плановые назначения на 2026 год).
Таким образом, в общем случае бюджетное учреждение должно принимать обязательства, в том числе путем заключения гражданско-правового договора (контракта), в пределах плановых показателей по поступлениям, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, не допуская возникновение кредиторской задолженности без достаточных источников финансового обеспечения: соответствующие разъяснения приводятся и в письме Минфина России от 31 марта 2016 г. N 02-04-06/18225.
Как видим, показатели плана-графика в части объемов финансового обеспечения закупок и показатели соответствующих выплат в плане финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения строго увязываются между собой: при изменении показателей плана финансово-хозяйственной деятельности подлежит корректировке и план-график. В условиях автоматического информационного взаимодействия с системой "Электронный бюджет" не вполне ясно, как у бюджетного учреждения вообще получилось сформировать план-график с превышением плановых назначений по поступлениям, тем более при наличии контроля, предусмотренного п. 1 ч. 5 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.
На наш взгляд, принятие бюджетным учреждением обязательств сверх плановых назначений, отраженных в плане финансово-хозяйственной деятельности, не соответствует требованиям Минфина России, на подобное нарушение вполне обоснованно могут указать проверяющие по результатам контрольных мероприятий. Между тем административная ответственность за составление и утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения с превышением выплат над поступлениями в настоящее время не установлена.
Если же план финансово-хозяйственной деятельности не просто сверстан учреждением "с дефицитом", но показатели плана-графика вообще не соответствуют расчетам расходов на закупки в плане финансово-хозяйственной деятельности, речь может идти о нарушении учреждением установленных требований к формированию планов-графиков, за что ч. 1 ст. 7.30.1 КоАП РФ (введена с 1 марта 2025 г. со вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2024 г. N 500-ФЗ) установлена административная ответственность для должностных лиц.
Заметим, что сообразно требованиям чч. 1 и 2 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, а закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Ранее (до 28 февраля 2025 г. включительно) ст. 7.29.3 КоАП РФ (утратила силу) предусматривала административную ответственность лишь за нарушение срока утверждения плана-графика (вносимых в него изменений) или срока размещения этого плана закупок (вносимых в него изменений) в единой информационной системе в сфере закупок. Другие нарушения порядка формирования плана-графика административной ответственности, насколько можно судить, не влекли.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения (март 2025);
- Вопрос: Бюджетное учреждение планирует заключить контракт за счет субсидии на иные цели. Можно ли приступить к определению поставщика (подрядчика, исполнителя) еще до заключения соглашения о предоставлении субсидии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2024 г.);
- Изменения плана-графика (Н.И. Шепелева, журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 2, март-апрель 2022 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел
Ответ прошел контроль качества
25 марта 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.