Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Как учитываются обязательства учреждения при отражений операций по погашению взаимных обязательств зачетом встречных требований?

Как учитываются обязательства учреждения при отражений операций по погашению взаимных обязательств зачетом встречных требований?

Бюджетное учреждение заключило контракт по монтажу системы охранно-тревожной сигнализации. В результате несвоевременного выполнения работ поставщику была начислена неустойка (Дебет 209.41 Кредит 401.10), которая списана в уменьшение основной задолженности (Дебет 302.26 Кредит 209.41). В результате контракт был закрыт, акт принят на полную сумму, а деньги уплачены за минусом неустойки, в результате остались денежные обязательства. Какими проводками списать данные денежные обязательства в учете? Должен ли корректироваться счет 502 12? Должны ли быть уменьшены денежные обязательства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Погашение неустойки (штрафа) путем зачета встречных требований при осуществлении учреждением оплаты по договору не является основанием для уменьшения принятых учреждением обязательств по этому договору. Корректировка обязательств, в том числе на счете 502 12 "Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год", может быть произведена только в случае изменения цены договора или его расторжения.

Обоснование вывода:

Согласно п. 308 Инструкции N 157н обязательства учреждения - это обусловленные законом, иным нормативно-правовым актом, договором или соглашением обязанности учреждения предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения.

Принятые на текущий финансовый год обязательства отражаются на счете 502 11 "Принятые обязательства на текущий финансовый год", денежные обязательства - на счете 502 12 "Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год" (п. 163 Инструкции N 174н). Учет обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом (п. 318 Инструкции N 157н).

В соответствии со ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может быть обеспечено неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Согласно ст. 410 ГК РФ обязательство может быть полностью или частично прекращено зачетом встречного однородного требования. Зачет встречных требований о взыскании долга и неустойки осуществляется, если данная возможность предусмотрена сторонами в договоре (контракте).

Отражение в бухгалтерском учете бюджетных учреждений показателей принимаемых, принятых обязательств, а также денежных обязательств осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией N 174н, в порядке, аналогичном порядку принятия бюджетных обязательств казенными учреждениями (смотрите, например, п. 3 письма Минфина России от 21.01.2013 N 02-06-07/155).

Так, согласно п. 141 Инструкции N 162н в показатели принятых денежных обязательств в части расчетов с контрагентами включаются начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем (отчетном) финансовом году, на основании кредитовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам". Соответственно, показатели принятых денежных обязательств, отраженные на счете 502 12, должны соответствовать сумме обязательств, отраженных на счете 302 00. Отражение в бухгалтерском учете операции по погашению кредиторской задолженности на сумму удержанной неустойки не является основанием для уменьшения суммы принятых денежных обязательств, учитываемых на счетах санкционирования расходов.

В рассматриваемой ситуации размер принятых обязательств определяется исходя из суммы заключенного учреждением договора. Соответственно, корректировка обязательств может быть произведена только в случае изменения цены договора или его расторжения.

Погашение задолженности контрагента путем зачета встречных требований при осуществлении учреждением оплаты по договору не является основанием для корректировки (уменьшения) принятых учреждением обязательств по этому договору, так как цена договора в сложившихся обстоятельствах не меняется, часть обязательств перед контрагентом исполняется путем оплаты по договору, а другая часть - путем зачета суммы неустойки.

Таким образом, погашение взаимных обязательств зачетом встречных требований никак не влияет на размер отражаемых в учете показателей принятых обязательств и денежных обязательств по заключенному договору. Основания для корректировки обязательств на счетах 502 11 и 502 12 в этом случае отсутствуют.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения ситуацию по взаимозачету обязательств в рамках КФО 2 можно отразить следующими корреспонденциями счетов:

1. Дебет 2 506 10 226 Кредит 2 502 11 226

- отражена сумма обязательств, принятых бюджетным учреждением согласно договору;

2. Дебет 2 209 41 56Х Кредит 2 401 10 141 (2 401 40 141)

- начислена неустойка в связи с нарушением исполнителем обязательства;

3. Дебет 2 507 10 141 Кредит 2 504 10 141

- отражена сумма доходов от штрафных санкций, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения;

4. Дебет 2 401 20 226 (2 109 ХХ 226) Кредит 2 302 26 73Х

- отражена задолженность перед контрагентом согласно предоставленному Акту выполненных работ;

5. Дебет 0 502 11 226 Кредит 0 502 12 226

- приняты денежные обязательства в соответствии с контрактом на основании Акта выполненных работ;

6. Дебет 2 302 26 83Х Кредит 2 209 41 66Х,

Дебет 2 508 10 141 Кредит 2 507 10 141

- уменьшены расчеты по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю контракта суммы, уменьшенной на сумму штрафных санкций. Указанная операция отражается в графе 5 "Сумма задолженности увеличение всего" раздела 1 "Сведения о дебиторской (кредиторской) задолженности" в части счета 209 41 и в графе 8 "Сумма задолженности уменьшение в том числе неденежные расчеты" раздела 1 "Сведения о дебиторской (кредиторской) задолженности" в части счета 302 26 Отчета (ф. 0503769), в графе 8 "Исполнено плановых назначений некассовыми операциями" раздела "Доходы учреждения" в части счета 209 41 и в графе 8 "Исполнено плановых назначений некассовыми операциями" раздела "Расходы учреждения" в части счета 302 26 Отчета (ф. 0503737), а также в графе 9 "Исполнено денежных обязательств" Отчета (ф. 0503738);

7. Дебет 2 302 26 83Х Кредит 2 201 11 610,

увеличение забалансового счета 18 (КВР 24Х, 226 КОСГУ)

- отражено перечисление средств исполнителю за вычетом удержанной неустойки.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации у бюджетного учреждения не должно остаться неисполненных денежных обязательств перед контрагентом.

Погашение дебиторской задолженности по штрафным санкциям в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств путем уменьшения суммы оплаты в случае, если обязательства были приняты по иному КФО (например, КФО 4), а начисление неустойки отражено по КФО 2, отражается с использованием счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами".

Отметим, что согласно прямой норме п. 48 Инструкции N 33н операции по погашению кредиторской задолженности зачетом встречных требований (некассовые операции) учитываются при формировании показателя графы 9 "Исполнено денежных обязательств" Отчета (ф. 0503738).

Кроме того, при отражении в Отчете (ф. 0503737) показателей по некассовым операциям (графа 8 в разделах 1, 2, 3) дополнительная информация раскрывается в строке 180 Таблицы N 10 Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760). 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Учет доходов от неустоек (для бюджетной сферы) (декабрь 2023);
  • Энциклопедия решений. Проблемные вопросы учета по счетам санкционирования (для бюджетной сферы) (декабрь 2023);
  • Вопрос: Бухгалтерские записи, удержание неустойки из оплаты по контракту, заключенному в рамках КФО 4 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2022 г.);
  • Путеводитель по бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
  • Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных и автономных учреждений. Отчет (ф. 0503737). Некассовые операции (декабрь 2023). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда 

Ответ прошел контроль качества 

29 декабря 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.