Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Какой КВР и КОСГУ применить для расходов по предоставлению субсидий гражданам, проживающим в неблагоустроенных жилых помещениях?

Какой КВР и КОСГУ применить для расходов по предоставлению субсидий гражданам, проживающим в неблагоустроенных жилых помещениях?

Казенное учреждение оказывает государственную услугу населению в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2013 N 473 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий гражданам, проживающим в неблагоустроенных жилых помещениях, на самостоятельное проведение работ по заготовке дров для отопления жилого помещения и обеспечению водой, необходимой для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека".
Размер субсидии при наличии печного отопления на дровяном топливе исчисляется помесячно и зависит от размера коммунальных услуг, рассчитанных исходя из цен, тарифов и нормативов коммунальных услуг, общей площади жилого помещения, в котором проживает заявитель и члены его семьи, в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и региональных стандартов максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, установленных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2012 г. N 192 "О стандартах для расчета субсидии населению на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Саха (Якутия)".
Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, производится из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за счет средств, предусмотренных в государственной программе Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественными жилищпостановлениемно-коммунальными услугами и развитие энергетики Республики Саха (Якутия)", утвержденной Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 г. N 443.
По каким КВР и КОСГУ следует отразить расходы по данному виду субсидии?
Относится ли данный вид субсидии к публично-нормативным обязательствам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на предоставление субсидии гражданам в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2013 N 473 могут быть отражены в учете казенного учреждения по КВР 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" и подстатье 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 6 БК РФ к публичным нормативным обязательствам (ПНО) относятся публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации. Исключением являются выплаты физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, если выплаты являются расходными обязательствами публично-правового образования перед физическим лицом (с учетом исключений, установленных понятием публичного нормативного обязательства), подлежат исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеют установленный порядок его индексации, это позволяет их отнести к категории ПНО.

Следует отметить, что определение принадлежности расходов к публичным нормативным обязательствам на основании критериев, определенных ст. 6 БК РФ, относится к компетенции соответствующего финансового органа публично-правового образования, поэтому именно на него возлагается принятие решения об отнесении конкретных перечисленных в вопросе выплат к публичным нормативным обязательствам (смотрите письмо Минфина России от 23.12.2016 N 02-05-11/77819).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" под субсидией понимается полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2013 N 473 установлен Порядок предоставления субсидий гражданам, проживающим в неблагоустроенных жилых помещениях, на самостоятельное проведение работ по заготовке дров для отопления жилого помещения и обеспечению водой, необходимой для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека (далее - Порядок). Размер субсидии определяется расчетным путем и зависит от многих факторов, в том числе от нормативной площади жилого помещения, нормативов стоимости жилищно-коммунальных услуг (п. 4.1 Порядка).

Следовательно, по нашему мнению, социальные выплаты физическим лицам, не имеющие установленный соответствующим законом или нормативным правовым актом размер или порядок индексации, определяющиеся расчетным путем (в данном случае субсидия определяется исходя из размеров потребляемых жилищно-коммунальных услуг и нормативной площади), не являются ПНО (письмо Минфина России от 19.12.2018 N 02-05-11/92551).

Далее, в соответствии с п. 53.3.2.1 Порядка N 82н, расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на выплату гражданам пособий, компенсаций и иных социальных выплат, не отнесенных к публичным нормативным обязательствам соответствующих бюджетов, подлежат отражению по виду расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" классификации расходов бюджетов. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 19.12.2018 N 02-05-11/92551.

К выплатам (пособиям и компенсациям) в натуральной форме относится оплата товаров, работ, услуг, предоставленных населению, а также компенсации (возмещения) их расходов на приобретение товаров, работ и услуг (п. 7 Порядка N 209н). Расходы на предоставление субсидии гражданам, проживающим в неблагоустроенных жилых помещениях, на самостоятельное проведение работ по заготовке дров и обеспечению водой прямо не поименованы в перечне статей и подстатей КОСГУ. В то же время п. 10.6.3 Порядка N 209н предусмотрены расходы на оплату льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг. Учитывая, что перечень расходов, поименованных в п. 10.6.3 Порядка N 209н, не является закрытым и расходы на предоставление вышеназванной субсидии по своей экономической сути аналогичны расходам на оплату льгот по жилищно-коммунальным услугам, считаем вполне обоснованным их отражение по подстатье 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ.

Таким образом, расходы на предоставление субсидий гражданам, проживающим в неблагоустроенных жилых помещениях, на самостоятельное проведение работ по заготовке дров для отопления жилого помещения и обеспечению водой, необходимой для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в соответствии с требованиями статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.05.2013 1197-З N 1287-IV "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в неблагоустроенных жилых помещениях" и Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2013 N 473, следует отражать по виду расходов 321 и подстатье 263 КОСГУ. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
муниципальный советник 1 класса Селина Елена 

5 декабря 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.