Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По какому КОСГУ отразить расходы по договору возмездного оказания услуг по предоставлению специализированной техники и рабочих?

По какому КОСГУ отразить расходы по договору возмездного оказания услуг по предоставлению специализированной техники и рабочих?

При планировании бюджетным учреждением заключения договора возмездного оказания услуг подавалась заявка на услуги по вывозу спиленных веток деревьев. Фактически был заключен договор, предметом которого является оказание услуг на предоставление специализированной техники и рабочих. Условие договора: возмездное оказание услуг спецтехники и рабочих. В спецификации к договору указано: работа самосвала 1 час (стоимость), работа рабочих 1 час (сумма). В учетном передаточном документе помимо работ самосвала и рабочих дополнительной строкой выделена стоимость компенсации затрат по размещению отходов (фактически это спиленные ветки на территории учреждения). Первоначально заявка подавалась на вывоз веток. По какому КОСГУ отразить расходы по договору возмездного оказания услуг по предоставлению специализированной техники и рабочих?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы бюджетного учреждения по оплате услуг спецтехники (самосвала) и рабочих, предоставленных сторонней организацией, следует относить на одну из подстатей статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ.

Дальнейшая детализация по подстатьям зависит от:

  • классификации условий договора: как договора аренды или договора возмездного оказания услуг (выполнения работ);
  • цели использования спецтехники: для транспортировки (перевозки) или для выполнения работ, связанных с содержанием нефинансовых активов (уборка, вывоз и утилизация отходов производства);
  • документального оформления результатов использования спецтехники.

Обоснование вывода:

Бюджетное учреждение при ведении бухгалтерского учета в целях определения соответствующего кода классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) следует руководствоваться положениями Порядка N 209н. Расходы подлежат отражению по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания (п. 3 Порядка N 209н).

Расходы по оплате сторонним организациям за оказанные услуги (выполненные работы) подлежат отражению по статье 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ с обязательной последующей детализацией по конкретным подстатьям КОСГУ (п. 10.2. Порядка N 209н).

Следовательно, учреждению необходимо проанализировать экономическую направленность расходов, т.е. определить характер предоставленных услуг учреждению (например, транспортные услуги, арендная плата за пользование, услуги по содержанию имущества или прочие). В частности, уполномоченные должностные лица, исходя из своего профессионального суждения, должны классифицировать рассматриваемый договор в качестве договора аренды спецтехники с обслуживающим персоналом (рабочие) (ст. 632 ГК РФ) или как договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ). Основанием для определения характера договора может являться и анализ первичных учетных документов (УПД), подтверждающих оказание услуг (выполнения работ).

Так, договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства (спецтехники) подразумевает, что данная техника поступает в учреждение (арендатору) на определенное время (обратите внимание, что параметр "время" законодательно не уточнен, т.е. это может быть час, день, месяц, год) для выполнения любых услуг (работ), необходимых учреждению. При этом арендатор может не извещать арендодателя о том, для каких конкретных работ нужна спецтехника. Как правило, заявка поступает на вид спецтехники (например, самосвал, бульдозер или гидромолот). В этом случае между сторонами - участниками договора подписывается "Акт выполненных услуг" на предоставление в пользование определенного вида имущества, т.е. спецтехники. Перечисления конкретных выполненных услуг (работ) при помощи спецтехники такой документ не содержит. Расходы по такому договору следует относить на подстатью 224 "Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)" КОСГУ (п. 10.2.4 Порядка N 209н).

В свою очередь, договор возмездного оказания услуг, напротив, подразумевает выполнение определенных услуг (работ) в пользу бюджетного учреждения (заказчика) с использованием спецтехники (например, уборка территории учреждения силами владельца техники или перевозка материальных ценностей, принадлежащих заказчику, но силами владельца самосвала). В этом случае предмет заключенного договора будет конкретизироваться наименованием работы, которая была выполнена с использованием предоставленной спецтехники. Как правило, заказчик заранее извещает о своей потребности в определенных услугах (осуществление перевозки, расчистка территории), а исполнитель предлагает имеющуюся у него спецтехнику (самосвал, гидромолот, бульдозер). Расходы по такому договору по каждому факту оказания услуги могут классифицироваться на разные подстатьи КОСГУ.

Например, если по условиям предварительной заявки необходимо:

  • осуществить только перевозку материальных ценностей (ветки, иные отходы от спила деревьев), то такие расходы следует отнести на подстатью 222 "Транспортные услуги" КОСГУ (п. 10.2.2. Порядка N 209н). Обратите внимание, что в этом случае возникают дополнительные требования по оформлению первичных документов: путевого листа, а при необходимости и транспортной накладной (п. 2 ст. 1, ст. 6, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ);
  • выполнить работы по уборке, вывозу и размещению (утилизации) отходов производства, то оплату таких расходов следует отразить по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка N 209н);
  • работы по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые включают вывоз, размещение (захоронение, утилизацию) данных отходов, относятся на подстатью 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ (п. 10.2.3 Порядка N 209н).

Отметим, что если уполномоченными должностными лицами рассматриваемый договор классифицирован как договор возмездного оказания услуг, то согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 21 июля 2020 г. N 08-25-53/18336 "Об отнесении образующихся в процессе содержания зеленых насаждений отходов к ТКО", отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений. Следовательно, применение подстатьи 223 КОСГУ некорректно.

В рассматриваемой ситуации бюджетным учреждением с целью заключения договора подавалась заявка на услуги по вывозу спиленных веток деревьев. Кроме того, в первичном учетном документе дополнительной строкой выделена стоимость компенсации затрат по размещению отходов. Следовательно, учитывая экономический смысл осуществления фактов хозяйственной жизни, считаем возможным классифицировать рассматриваемый договор как договор комплексного оказания услуг по сбору, вывозу и утилизации (размещения, захоронения) отходов производства и отразить расходы с применением подстатьи 225 КОСГУ.

Но все же окончательное решение по отнесению расходов на соответствующую подстатью КОСГУ зависит от классификации договора уполномоченными лицами учреждения, исходя из следующих условий:

  • является ли данный договор договором аренды или договором возмездного оказания услуг (выполнения работ);
  • цели использования спецтехники (транспортировка (перевозка), содержание нефинансовых активов (уборка, вывоз и утилизация отходов производства);
  • документального оформления результатов использования спецтехники. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена 

Ответ прошел контроль качества 

28 ноября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.