Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Как отразить в учете расчеты по возмещению расходов на предупредительные меры по сокращению травматизма?

Как отразить в учете расчеты по возмещению расходов на предупредительные меры по сокращению травматизма?

Какими проводками в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить расчеты по возмещению расходов на предупредительные меры по сокращению травматизма от СФР (КФО, КВР, АнКВД, КОСГУ, счет)?
Расходы осуществлялись за счет КФО 2 и КФО 4. Начисление доходов на возмещение в учете не производилось.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расчеты на возмещение расходов на предупредительные меры по сокращению травматизма осуществляются с применением счета 209 39 "Расчеты по доходам бюджета от возмещений государственным внебюджетным фондом расходов страхователя" в рамках того кода финансового обеспечения, по которому осуществлялись расходы. Поступление денежных средств отражается по АнКВД 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" в увязке с подстатьей 139 "Доходы от возмещений Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации расходов" КОСГУ. 

Обоснование вывода:

Оплата предупредительных мер по сокращению травматизма осуществляется изначально страхователем за счет собственных средств (п. 3 Положения N 2375). Затем происходит возмещение расходов за счет средств Социального фонда России (далее - СФР) в пределах согласованной с территориальным органом СФР суммы (смотрите также письмо Минфина России от 20.11.2020 N 02-05-11/101662).

Поступление от СФР возмещения расходов на предупредительные меры в соответствии п. 12.1.3 Порядка N 82н, п. 9.3.9 Порядка N 209н отражаются по АнКВД 130 в увязке с подстатьей 139 КОСГУ.

С 1 января 2023 года расчеты с СФР от возмещения расходов на предупредительные меры отражаются с применением счета 209 39 "Расчеты по доходам бюджета от возмещений государственным внебюджетным фондом расходов страхователя" (смотрите п. 109 Инструкции N 174н).

При выборе кода финансового обеспечения (далее - КФО) для отнесения поступлений по возмещению расходов на предупредительные меры необходимо учитывать содержащееся в п. 13.3 Приложения N 1 письма Минфина России и Федерального казначейства от 01.12.2021 NN 02-06-07/97427, 07-04-05/02-29373 прямое указание на отражение подобных расчетов по виду того КФО, в рамках которого осуществлялись расходы. То есть в рассматриваемом нами случае если расходы на предупредительные меры были осуществлены бюджетным учреждением за счет приносящей доход деятельности и субсидии на государственное (муниципальное) задание, то и возмещение необходимо отразить по КФО 2 и КФО 4 соответственно.

Особенность порядка возмещения расходов страхователя на предупредительные меры состоит в том, что изначально учреждению необходимо согласовать с СФР предельный объем средств, которые подлежат возмещению, т.е. получить решение Фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер. В свою очередь, получение такого решения согласно п. 7 Стандарту "Доходы" можно рассматривать как основание для признания в учете доходов, при этом согласованная СФР сумма возмещения может признаваться оценочным/прогнозным значением ожидаемых доходов, так как фактически учреждение может осуществить расходы на указанные цели в меньшем размере, а значит, и возмещение получить в другой сумме. Следовательно, при таком подходе к учету доходов следует применять счет 401 40 "Доходы будущих периодов".

Однако Инструкциями по учету N 157н, N 174н и положениями Стандарта "Доходы" детально особенности отражения расчетов с СФР в части возмещения расходов на предупредительные меры не урегулированы, поэтому позицию учреждения по вопросу момента признания расчетов с СФР в учете и, следовательно, возможность применения счета 401 40 следует закрепить в учетной политике.

Таким образом, в целях начисления суммы задолженности по компенсации расходов на предупредительные меры по сокращению травматизма в соответствии с п. 109 Инструкции N 174н в зависимости от выбранного учреждением способа учета могут быть применены следующие бухгалтерские записи:

Вариант 1 (при закрепление в учетной политике признания задолженности СФР перед учреждением с одновременным отражением оценочных значений ожидаемых доходов в пределах суммы, согласованной с СФР на цели финобеспечения предупредительных мер):

Дебет 0 209 39 561 Кредит 0 401 40 139

- начисление доходов будущих периодов на основании положительного решения СФР о финансовом обеспечении предупредительных мер в соответствии с Планом финобеспечения предупредительных мер в текущем календарном году;

Дебет 0 401 40 139 Кредит 0 401 10 139

- признание доходов текущего периода на основании решения СФР о возмещении фактически произведенных расходов страхователя на оплату предупредительных мер в пределах суммы, согласованной с СФР на эти цели;

Дебет 0 401 40 139 Кредит 0 209 39 661

- при необходимости корректировка оценочного значения (разница между предельной суммой, согласованной СФР на финобеспечение предупредительных мер, и суммой возмещения фактически понесенных страхователем расходов).

Вариант 2 (при закреплении в учетной политике признания задолженности СФР перед учреждением на основании решения СФР о возмещении фактически понесенных расходов на предупредительные меры):

Дебет 0 209 39 561 Кредит 0 401 10 139

- начисление доходов текущего периода на основании решения СФР о возмещении расходов страхователя на оплату предупредительных мер в пределах суммы, согласованной с СФР на эти цели.

Поступление денежных средств от СФР на лицевой счет учреждения в соответствии с п. 110 Инструкции N 174н отражается следующей бухгалтерской записью:

Дебет 0 201 11 510 Кредит 0 209 39 661,

увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130 КОСГУ 139)

- денежные средства от СФР поступили на лицевой счет учреждения. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

  • Энциклопедия решений. Учет расчетов с СФР (ФСС) в рамках проекта "Прямые выплаты" в части расходов, подлежащих возмещению (для бюджетной сферы). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
муниципальный советник 1 класса Селина Елена 

30 ноября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.