Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Как отразить в учете бюджетного учреждения поступление и реализацию древесины, полученной при проведении мероприятий по уходу за лесом?

Как отразить в учете бюджетного учреждения поступление и реализацию древесины, полученной при проведении мероприятий по уходу за лесом?

Бюджетное учреждение проводит мероприятия по охране и защите леса (санитарные рубки) за счет средств от приносящей доход деятельности. Мероприятия осуществляет сторонняя организация. После проведения мероприятий образуется древесина. Исполнитель передает древесину по акту учреждению, а заказчик производит оплату за оказанную услугу (мероприятия по охране и защите леса). Вырубка древесины происходит на земельных участках, принадлежащих учреждению. Право на использование древесины принадлежит учреждению.
Какими проводками отразить поступление древесины для дальнейшей ее продажи? Как осуществить списание материалов и получение доходов от реализации данных материалов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Поступление древесины, полученной при проведении мероприятий по охране и защите леса, может приниматься бюджетным учреждением к учету в качестве поступления материальных запасов по необменным операциям на счет 105 06 "Прочие материальные запасы". Начисление доходов от реализации древесины следует отражать с применением счета 205 74 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами". 

Обоснование вывода:

Особенности отражения в бухгалтерском учете древесины, образовавшейся в результате вырубки зеленых насаждений, Инструкциями N 157н и N 174н не определены. В рассматриваемой ситуации в результате проведения санитарной рубки в рамках мероприятий по охране и защите леса образовались объекты, которые могут квалифицироваться как активы. В соответствии с п. 36 Стандарта "Концептуальные основы..." активом признается имущество, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. В свою очередь, экономической выгодой признается поступление денежных средств или их эквивалентов субъекту учета либо в ходе выполнения субъектом учета бюджетных полномочий при исполнении бюджета в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, возникающее при использовании актива самостоятельно либо совместно с другими активами ( п. 38 Стандарта "Концептуальные основы...").

Образовавшаяся в результате проводимых мероприятий древесина подлежит отражению в составе материальных запасов (п. 7 Стандарта "Запасы", пп. 98, 99 Инструкции N 157н) на счете 105 06 000 "Прочие материальные запасы". Так как данные материальные запасы возникли в результате вырубки неучтенных учреждением зеленых насаждений, полагаем, что на баланс такие объекты могут быть приняты по аналогии с неучтенными нефинансовыми активами в корреспонденции со счетом 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления".

Принятие нефинансовых активов к бухгалтерскому учету осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н).

Неучтенные объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной (справедливой) стоимости (п. 31 Инструкции N 157н, п. 52 Стандарта "Концептуальные основы"). В соответствии с п. 25 Инструкции N 157н под текущей оценочной стоимостью на дату принятия к учету понимается справедливая стоимость указанного объекта. Определение текущей оценочной стоимости осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и определяется в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету.

Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов может быть произведено комиссией по поступлению и выбытию активов на основании:

  • данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученных в письменной форме от организаций-изготовителей;
  • сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
  • экспертных заключений (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Информация о действующей цене должна быть подтверждена документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.

Учитывая тот факт, что в рассматриваемом случае речь идет не о заготовке древесины и не о готовой продукции, соответственно расходы по санитарной рубке при проведении мероприятий по охране и защите леса относятся на расходы текущего периода (по дебету счета 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" или счета 401 20 "Расходы текущего финансового года") и не относятся к первоначальной стоимости образовавшихся материальных запасов.

Таким образом, рассматриваемая ситуация в бухгалтерском учете бюджетного учреждения может быть отражена следующим образом:

1. Дебет 2 105 36 346 Кредит 2 401 10 199

- оприходована древесина;

2. Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 105 36 446

- отражено списание древесины по факту реализации;

3. Дебет 2 205 74 56Х Кредит 2 401 10 172

- начислен доход от реализации древесины;

4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 74 66Х,

увеличение забалансового счета 17 (440 АнКВД, 446 КОСГУ)

- поступили денежные средства за реализацию древесины. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
муниципальный советник 1 класса Селина Елена
 

22 ноября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.