Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По каким КВР и КОСГУ отразить расходы по оплате услуг строительного контроля, если данные расходы будут увеличивать стоимость объекта недвижимого имущества?

По каким КВР и КОСГУ отразить расходы по оплате услуг строительного контроля, если данные расходы будут увеличивать стоимость объекта недвижимого имущества?

Казенное учреждение заключило контракт на проведение работ по благоустройству футбольного поля, которое учитывается в составе объектов недвижимого имущества (счет 101 12). Расходы отражены по КВР 244, КОСГУ 310 и отнесены на счет 106 31. В настоящее время заключен отдельный договор о предоставлении услуги строительного контроля по данному объекту.
На какой КВР и подстатью КОСГУ отнести расходы на строительный контроль, если они будут увеличивать стоимость объекта недвижимости (футбольное поле)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на оплату услуг строительного контроля, которые формируют стоимость объекта основных средств, могут быть отнесены на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений".

Порядок применения элементов видов расходов зависит от доведенных казенному учреждению бюджетных ассигнований, расходы могут быть отражены как с применением элемента вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности", так и с применением элемента вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". 

Обоснование вывода:

При определении элемента вида расходов (далее - КВР) и кода операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) учреждениям бюджетной сферы следует руководствоваться Порядком N 82н и Порядком N 209н соответственно. Расходы подлежат отражению по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ и КВР в зависимости от их экономического содержания (п. 3 Порядка N 209н, п. 53 Порядка N 82н).

Согласно ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, казенному учреждению в первую очередь следует установить, какие именно работы произведены в рамках заключенного контракта на проведение работ по благоустройству футбольного поля. В частности, можно ли классифицировать данные работы в качестве работ по строительству (возведению) нового объекта основных средств или работ по реконструкции (достройке, дооборудованию) объекта недвижимого имущества.

Отметим, что положениями Порядка N 209н расходы на осуществление строительного контроля поименованы в описании подстатей 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ и 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. При этом на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся расходы на осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за капитальным ремонтом объектов капитального строительства (п. 10.2.6 Порядка N 209н).

Вместе с тем расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений в нефинансовые активы, в том числе на осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, относятся на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ (п. 10.2.8 Порядка N 209н). При этом под расходами капитального характера понимаются расходы, формирующие (увеличивающие) стоимость основных фондов - основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов (п. 7 Порядка N 209н).

Таким образом, если в рассматриваемой ситуации строительный контроль осуществляется в целях строительства, реконструкции (модернизации, дооборудования) объекта имущества и принято решение, что данные расходы увеличивают его стоимость, то есть все основания для отнесения таких расходов на подстатью 228 КОСГУ с последующим отнесением их на формирование стоимости объекта основных средств (счет 106 00 "Вложения в нефинансовые активы").

Согласно п. 53.4.3.4 Порядка N 82н по элементу вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" отражаются расходы на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства. То есть Порядок N 82н определяет включение затрат, связанных со строительством (реконструкцией) объекта, в сводный сметный расчет стоимости строительства (реконструкции) объекта условием применения КВР 414 (смотрите также письма Минфина России от 30.04.2019 N 02-05-11/32973, от 03.07.2015 N 02-05-11/38564).

Следовательно, если в рассматриваемой ситуации расходы на ведение строительного контроля (технического надзора) за реконструкцией (достройкой, дооборудованием) футбольного поля включены в сводный сметный расчет, то они могут быть отнесены на элемент вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности".

В то же время если казенному учреждению доведены бюджетные ассигнования по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг", то расходы на проведение строительного контроля могут быть отражены по данному КВР. При этом применение элемента вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" не препятствует отнесению расходов на увеличение стоимости основных средств (смотрите, например, письмо Минфина России от 23.06.2020 N 02-05-11/54498).

В свою очередь, расходы на выполнение рассматриваемых работ, не увеличивающие стоимость объекта капитального строительства, могут быть отражены с применением элемента видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" и отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена 

Ответ прошел контроль качества 

22 ноября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.