Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По каким кодам КВР и КОСГУ учесть расходы по корректировке проектно-сметной документации на реконструкцию объекта?

По каким кодам КВР и КОСГУ учесть расходы по корректировке проектно-сметной документации на реконструкцию объекта?

На разработку ПСД (проектно-сметной документации) по объекту реконструкции в 2018 году был заключен контракт и оплачен по КВР 244. Ввиду применения устаревших расценок осуществляется ее корректировка (перевод с ТЕР в ФЕР). Реализация проекта реконструкции объекта планируется в 2024 году, после обновления ПСД. Также планируется включение в инвестиционную программу в 2024 году. К какому виду расходов отнести затраты по корректировке ПСД? Можно ли данные расходы провести по КВР 244 и подстатье 228 КОСГУ либо необходимо отражать их по КВР 414?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на корректировку проектно-сметной документации в связи с изменением сметно-нормативной базы могут быть отражены по КВР 244 и подстатье 228 КОСГУ и включены в стоимость затрат на реконструкцию объекта. 

Обоснование вывода:

Проектно-сметная документация (ПСД) представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ч. 2 ст. 48 ГрК РФ). Проектная документация входит в состав обязательных документов для получения разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта (ст. 51 ГрК РФ). В связи с этим расходы на разработку проектно-сметной документации должны быть включены в стоимость затрат на реконструкцию объекта (п. 15 Стандарта "Основные средства ").

Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов (ст. 8.3 ГрК РФ). Таким образом, по объектам капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов, сметная документация должна быть составлена с применением федеральных единичных расценок (ФЕР) или территориальных расценок (ТЕР).

Пунктом 8 Приказа Минстроя России от 08.08.2022 гN 648/пр "Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства с применением федеральных единичных расценок и их отдельных составляющих" определено, что особенности применения единичных расценок, приведенные в главах X-XVII утвержденной этим приказом Методики, распространяются на применение территориальных единичных расценок, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, за исключением случаев, когда территориальные единичные расценки разработаны и применяются с учетом особенностей ценообразования и сметного нормирования, установленных федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Следовательно, учреждение-заказчик применяет ФЕР или ТЕР с учетом особенностей ценообразования и сметного нормирования, установленных федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

В соответствии с п. 53.4.3.4 Порядка N 82н прямо установлено, что расходы бюджетов бюджетной системы РФ по заключаемым государственным (муниципальным) контрактам на реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства, отражаются по элементу вида расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности".

В рассматриваемой ситуации расходы по разработке ПСД для реконструкции объекта в свое время были отражены по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". В настоящее время учреждением планируется корректировка ранее разработанной ПСД. Учитывая тот факт, что корректировка ПСД осуществляется в связи с изменением сметно-нормативной базы, полагаем, что внесение таких изменений может рассматриваться как определенная стадия разработки проектной документации.

Так как средства на реконструкцию объекта не доводились и реализация проекта планируется в 2024 году, а расходы по разработке ПСД и ее корректировке осуществляются с целью вхождения в инвестиционную программу, полагаем, что КВР 414 для отражения таких расходов применен быть не может. В такой ситуации расходы по корректировке ПСД могут быть отражены по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".

Изменение балансовой стоимости объекта основных средств после его признания в бухгалтерском учете возможно в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации в сумме фактических произведенных капитальных вложений, формирующих балансовую стоимость объекта основных средств (п. 19 Стандарта "Основные средства").

Как правило, если проектно-сметная документация разрабатывается в целях реконструкции уже имеющегося объекта, то затраты на ее разработку участвуют в формировании балансовой стоимости таких объектов (смотрите письмо Минфина России от 02.04.2020 N 02-05-10/26243).

Пунктом 10.2.8 Порядка N 209н установлено, что по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ отражаются расходы учреждения при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства включенные расчет стоимости объекта капитального строительства. К ним, в частности, относятся затраты учреждения на разработку проектной документации; на экспертизу проектной документации; на проверку достоверности определения сметной стоимости и пр. Все перечисленные расходы в дальнейшем приведут к формированию вложений на счете 106 01 "Вложения в основные средства".

Исходя из вышеперечисленного, комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов может быть принято вполне обоснованное решение об отнесении расходов на корректировку проектно-сметной документации на изменение балансовой стоимости основных средств с отражением по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ.

Таким образом, в рассматриваемом случае расходы на корректировку проектно-сметной документации могут быть отражены по КВР 244 и подстатье 228 КОСГУ и включены в стоимость затрат на реконструкцию объекта. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

  • Энциклопедия решений. Учет расходов на разработку проектно-сметной документации (для бюджетной сферы) (июль 2023). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Опарина Светлана 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
муниципальный советник 1 класса Селина Елена 

24 ноября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.