Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Какими проводками с указанием КВР и КОСГУ отразить расходы по капитальному ремонту системы вентиляции?

Какими проводками с указанием КВР и КОСГУ отразить расходы по капитальному ремонту системы вентиляции?

Бюджетное учреждение планирует провести капитальный ремонт системы вентиляции.
На какой КВР и какую подстатью КОСГУ в бухгалтерском учете отнести расходы на капитальный ремонт вентиляции здания? Следует ли данную вентиляцию принять к учету в состав основных средств, если ранее она в качестве самостоятельного объекта не учитывалась?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если результатом работ в рамках заключенного договора (контракта) является капитальный ремонт системы вентиляции, то такие расходы следует отражать по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" в увязке с подстатьей 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Если в первичных учетных документах (например в Акте выполненных работ (КС-2)) не обнаружены затраты, формирующие стоимость основных средств, то вся сумма затрат на капитальный ремонт системы вентиляции подлежит отнесению на финансовый результат, в частности в дебет счета 0 401 20 225 или 0 109 00 225. 

Обоснование вывода:

Согласно п. 45 Инструкции N 157н коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности вентиляционные устройства общесанитарного назначения, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем. То есть система вентиляции, исходя из требований п. 45 Инструкции N 157н, подлежит учету в составе здания. В качестве отдельных инвентарных объектов может быть учтено оборудование данной системы, удовлетворяющее критериям основных средств. При этом информацию о наличии в здании смонтированных систем можно отразить в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта" Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031) по зданию.

Не исключена ситуация, когда единая система, исходя из ее характеристик, может быть учтена целиком как отдельное основное средство (письмо Минфина России от 16.05.2019 N 02-05-10/35563). Такое решение принимается с учетом положений учетной политики учреждения, исходя из критериев, установленных пп. 7, 8, 10 Стандарта "Основные средства", пп. 38, 39 Инструкция N 157н. В то же время данный вариант может вызвать споры с контролирующими органами (смотрите, в частности, решение АС Кировской области от 19.04.2023 по делу N А28-10974/2022 (оставлено в силе постановлением Второго ААС от 25.08.2023 N 02АП-4155/23 по делу N А28-10974/2022), постановления Девятого ААС от 02.03.2020 N 09АП-75278/19 (оставлено в силе постановлением АС МО от 17.08.2020 N Ф05-11175/20), АС Дальневосточного округа от 22.05.2019 N Ф03-1750/19, АС Уральского округа от 14.08.2015 N Ф09-5039/15, Семнадцатого ААС от 17.04.2015 N 17АП-3340/15).

Выбор того или иного варианта учета систем производится уполномоченными должностными лицами с учетом конкретной ситуации, при которой производится монтаж системы, а также характеристик самой системы.

В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение планирует провести работы по капитальному ремонту системы вентиляции, уже установленной в здании, т.е. в процессе данных работ не осуществляется создание (монтаж) нового объекта. Соответственно, считаем, что основания для принятия данной системы в качестве самостоятельного инвентарного объекта отсутствуют.

При определении соответствующего элемента вида расходов (далее - КВР) и кода операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) учреждениям бюджетной сферы следует руководствоваться Порядком N 82н и Порядком N 209н соответственно. Расходы подлежат отражению по соответствующим КВР и статьям (подстатьям) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания (п. 53.1 Порядка N 82н, п. 3 Порядка N 209н).

На стадии подготовки документов на осуществление закупки бюджетному учреждению необходимо проанализировать характер запланированных работ, а именно относятся ли они к работам, связанным с капитальным ремонтом системы вентиляции. Решение вопроса о квалификации ремонтных работ принимают уполномоченные должностные лица учреждения с учетом их компетенции и профессионального суждения, а также анализа технической и иной документации. Как правило, такое решение оформляется протоколом, подписанным членами профильной комиссии и утвержденным руководителем учреждения (иным уполномоченным лицом).

Так, если уполномоченными должностными лицами принято решение, что в рамках планируемого к заключению договора (контракта) осуществляются именно работы по капитальному ремонту системы вентиляции, то согласно прямой норме, установленной п. 53.2.4.3 Порядка N 82н, такие расходы следует отражать по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества".

В свою очередь, п. 10.2.5 Порядка N 209н установлено, что расходы, связанные с содержанием (обслуживанием, ремонтом) нефинансовых активов, полученных в аренду, в безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления или в казне, относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. В перечне расходов, которые должны отражаться с применением подстатьи 225 КОСГУ, поименованы в том числе расходы на ремонт (текущий и капитальный) нефинансовых активов, например, такой, как:

  • устранение неисправностей (восстановление работоспособности) отдельных объектов нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранная, пожарная сигнализация, система вентиляции и тому подобное), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов;
  • поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов нефинансовых активов (срок полезного использования, мощность, качество применения, количество и площадь объектов, пропускная способность и тому подобное) на изначально предусмотренном уровне.

Таким образом, если результатом работ в рамках заключаемого договора (контракта) является капитальный ремонт системы вентиляции, то такие расходы подлежат отражению по элементу вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" в увязке с подстатьей 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Отметим, если при проверке перечня работ и материалов, приведенного в Акте выполненных работ (КС-2), не обнаружены затраты, формирующие стоимость основных средств, то вся сумма по акту подлежит отнесению на финансовый результат, в частности, в дебет счета 0 401 20 225 или 0 109 ХХ 225 (п. 128 Инструкции N 174н).

В то же время если будет установлено, что в процессе ремонтных работ созданы (установлены) объекты нефинансовых активов, относящиеся к основным средствам в соответствии с критериями, установленными Инструкцией N 157н и Стандартом "Основные средства", то они должны быть учтены на счетах учета основных средств, т.е. на основании Актов выполненных работ часть расходов на ремонт списывается в дебет счета 0 106 00 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 302 00 000 (п. 51 Инструкции N 174н). В дальнейшем эти затраты подлежат признанию в качестве основного средства (например, оконечного оборудования). В учете учреждения отражается операция: Дебет 0 101 00 000 Кредит 0 106 00 000 (п. 53 Инструкции N 174н).

Учитывая изложенное, с учетом требований Инструкций NN 157н, 174н, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:

1. Дебет 0 401 20 225 (0 109 ХХ 225) Кредит 0 302 25 73Х

- отражены расходы на капитальный ремонт системы вентиляции, не увеличивающие (не формирующие) стоимость нефинансовых активов;

2. Дебет 0 106 Х1 310 Кредит 0 302 25 73Х

- отражены расходы, формирующие первоначальную стоимость элементов (оконечного оборудования) системы вентиляции (при наличии);

3. Дебет 0 101 ХХ 310 Кредит 0 106 Х1 310

- в составе основных средств учтены элементы (оконечное оборудование) системы вентиляции, смонтированные (установленные) в ходе капитального ремонта (при наличии);

4. Дебет 0 302 25 83Х Кредит 0 201 11 610,

увеличение забалансового счета 18 (КВР 243, КОСГУ 225)

- отражено погашение обязательств перед подрядчиком. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена 

Ответ прошел контроль качества 

13 ноября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.