Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По какому коду КОСГУ отразить работы по монтажу и вводу в эксплуатацию системы видеонаблюдения и системы контроля доступом на КПП?

По какому коду КОСГУ отразить работы по монтажу и вводу в эксплуатацию системы видеонаблюдения и системы контроля доступом на КПП?

Бюджетное учреждение заключило контракт о монтаже и вводе в эксплуатацию системы видеонаблюдения и системы контроля управления доступом (СКУД) на контрольно-пропускном пункте. Контрольно-пропускной пункт поставлен на баланс под отдельным инвентарным номером. Система видеонаблюдения и СКУД на балансе не состоят. В контракт в качестве приложения включен локальный сметный расчет. Закрывающие документы - КС-2 и КС-3. Согласно контракту исполнитель приезжает к заказчику и своими силами, своими материалами и оборудованием производит все работы. В закрывающем документе будут расшифрованы стоимость выполненных работ и стоимость материалов и комплектующих частей системы видеонаблюдения.
На какую подстатью КОСГУ отнести расходы по контракту: 310 или 228?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Отражение расходов на монтаж системы видеонаблюдения и системы контроля управления доступом по той или иной статье (подстатье) КОСГУ зависит от выбранного варианта учета единых функционирующих систем согласно учетной политике учреждения и решения профильной комиссии учреждения.

Обоснование вывода:

Система контроля доступа и система видеонаблюдения входят в перечень единых функционирующих систем (п. 10.2.8 Порядка N 209н). В соответствии с п. 45 Инструкции N 157н коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, к которым относятся в том числе единые функционирующие системы, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. В свою очередь, к самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства, средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации.

Вместе с тем объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной (например, оборудование, являющееся оконечными устройствами системы контроля доступа), могут объединяться в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств согласно учетной политике субъекта учета с учетом положений Инструкции N 157н (пункт 10 Стандарта "Основные средства").

Возможность учета единых функционирующих систем согласно учетной политике учреждения в качестве единого инвентарного объекта подтверждается разъяснениями специалистов финансового ведомства (письма Минфина России от 29.01.2019 N 02-06-10/5107, от 21.09.2017 N 02-06-10/61195).

Варианты учета единых функционирующих систем могут быть следующие:

1. Затраты, связанные с установкой системы контроля доступа и системы видеонаблюдения (стоимость работ по монтажу, а также стоимость приобретенных и израсходованных для установки расходных материалов (кабеля, крепежные материалы т.д.), которые не формируют первоначальную стоимость объектов основных средств, подлежат списанию на расходы (затраты) текущего финансового года, а отдельные элементы систем, относящиеся к основным средствам в соответствии с критериями, установленными в пп. 7, 8, 10 Стандарта "Основные средства", пп. 38, 39 Инструкции N 157н, при приемке выполненных работ по установке системы принимаются к учету в качестве отдельных объектов основных средств.

2. Единая система учитывается как отдельное основное средство (смотрите, например, письмо Минфина России от 16.05.2019 N 02-05-10/35563).

Такое решение принимается с учетом положений учетной политики учреждения. В то же время данный вариант может вызвать споры с контролирующими органами (смотрите, в частности, решение АС Кировской области от 19.04.2023 по делу N А28-10974/2022 (оставлено в силе постановлением Второго ААС от 25.08.2023 N 02АП-4155/23 по делу N А28-10974/2022), постановления Девятого ААС от 02.03.2020 N 09АП-75278/19 (оставлено в силе постановлением АС МО от 17.08.2020 N Ф05-11175/20), АС Дальневосточного округа от 22.05.2019 N Ф03-1750/19, АС Уральского округа от 14.08.2015 N Ф09-5039/15, Семнадцатого ААС от 17.04.2015 N 17АП-3340/15).

Выбор того или иного варианта учета систем производится уполномоченными должностными лицами с учетом конкретной ситуации, при которой производится монтаж системы, а также характеристик самой системы.

Принятие решения об отражении в учете объектов в качестве нефинансовых активов относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (далее - комиссия) (п. 34 Инструкции N 157н). Комиссия принимает решение на основании профессионального суждения ее членов, формируемого исходя из анализа документации, в том числе содержащей технические характеристики объекта. Следовательно, прежде всего необходимо проанализировать состав затрат по установке системы контроля доступа и системы видеонаблюдения и определить перечень оборудования с комплектующими, соответствующего критериям отнесения к объектам основных средств, оценить возможность включения стоимости отдельных видов работ в состав первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствии с пунктами 15-18 Стандарта "Основные средства", а также принять решение о способе учета таких объектов в составе основных средств: в качестве самостоятельных инвентарных объектов либо в качестве комплекса объектов основных средств, объединенных в один инвентарный номер.

Выбор соответствующей статьи (подстатьи) КОСГУ зависит от принятого уполномоченными лицами учреждения решения об отнесении произведенных по договору затрат и акта выполненных работ.

В рассматриваемой ситуации учреждением заключен контракт на установку системы контроля управления доступом на КПП и системы видеонаблюдения, при этом исходя из условий договора и приложенного к нему локально-сметного расчета учреждению будут поставлены нефинансовые активы, а также оказаны услуги по установке и монтажу. Расходы по такому договору могут быть отражены следующим образом:

Вариант 1. В случае если комиссией учреждения принято решение об учете системы видеонаблюдения и системы управления контроля доступом как единый инвентарный объект, то расходы в рамках единого договора отражаются по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Вариант 2. В случае если комиссией учреждения принято решение учитывать систему управления контроля доступом и систему видеонаблюдения в составе КПП, то расходы могут быть отражены:

  • по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ отражаются расходы на монтаж, если такие расходы впоследствии не повлияют на стоимость основного объекта;
  • по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ отражаются расходы на монтаж, если такие расходы впоследствии увеличат стоимость основного объекта и будут приняты к бухгалтерскому учету на счет 106 00;
  • по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ отражается стоимость оборудования системы, отвечающее критериям отнесения к основным средствам. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

  • Энциклопедия решений. Учет локальных вычислительных сетей, систем видеонаблюдения и иных аналогичных систем (для бюджетной сферы). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Опарина Светлана 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
муниципальный советник 1 класса Селина Елена 

16 ноября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.