Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Как учреждению-получателю отразить в бухгалтерском учете получение в рамках проведения мероприятия приза от учреждения другого уровня бюджета?

Как учреждению-получателю отразить в бухгалтерском учете получение в рамках проведения мероприятия приза от учреждения другого уровня бюджета?

Муниципальное бюджетное учреждение (районное) в рамках проведения мероприятия приобрело акустические системы в качестве призов. Расходы отражены по статье 349 КОСГУ. Вручение будет оформлено в виде безвозмездной передачи получателю - бюджетному учреждению сельского поселения со счета 105 36. Как бюджетное учреждение - получатель должно отразить получение данных призов в бухгалтерском учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При поступлении имущества от учреждения бюджетной сферы учреждение-получатель в целях консолидации бухгалтерской отчетности принимает объект к учету в состав того вида нефинансовых активов, как его передали. Полученный приз может быть принят к бухгалтерскому учету в состав материальных запасов в корреспонденции со счетом 0 401 10 191.
Далее согласно общим правилам признания объектов нефинансовых активов объект может быть реклассифицирован в состав основных средств в корреспонденции со счетом 0 401 10 172.

Обоснование вывода:
В силу п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность. Договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей (п. 2 ст. 572, п. 2 ст. 574 ГК РФ). В случае безвозмездного поступления объектов нефинансовых активов от иных организаций (иных правообладателей) может составляться Акт о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448).
Принятие бюджетным учреждением к бухгалтерскому учету полученного в рамках проводимого мероприятия приза осуществляется по общим правилам. На основании п. 34 Инструкции N 157н при получении имущества комиссия по поступлению и выбытию активов должна определить, к какому виду нефинансовых активов оно относится (к основным средствам или материальным запасам). Для принятия решения о признании в учете объектов основных средств необходимо руководствоваться пп. 39, 45 Инструкции N 157н, пп. 7, 8, 10 Стандарта "Основные средства". Так, объектом основных средств является объект независимо от стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Предметы, служащие менее 12 месяцев, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества, относящиеся к материальным запасам, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров не признаются основными средствами (п. 39 Инструкции N 157н). В соответствии с п. 99 Инструкции N 157н к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости.
Таким образом, в соответствии с п. 34 Инструкции N 157н окончательное решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) принимается комиссией учреждения-получателя. В рассматриваемой ситуации при условии, что акустические системы могут использоваться в течение длительного периода времени (более 12 месяцев) и способны выполнять определенные самостоятельные функции, комиссия вполне обоснованно может признать данные объекты в составе основных средств.
Вместе с тем, если районное муниципальное бюджетное учреждение передает приз (акустические системы) в качестве материальных запасов, муниципальному бюджетному учреждению сельского поселения, независимо от того, что объект планируется использовать в деятельности в качестве основного средства, целесообразно принять его к учету как материальный запас.
Это связано с тем, что безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления отражаются по статье 190 КОСГУ, которая детализируется подстатьями КОСГУ в зависимости от характера поступлений (текущий или капитальный), а также в зависимости от отправителя. Операции формируются на счете 0 401 10 190 "Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления". Статья 190 КОСГУ детализируется, в частности, подстатьями КОСГУ (п. 9.9 Порядка N 209н):
- подстатья 191 "Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора";
- подстатья 195 "Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора".
Согласно п. 7 Порядка N 209н безвозмездное получение объектов основных средств от бюджетного учреждения (организации государственного сектора) следует рассматривать как поступление капитального характера. К поступлениям, перечислениям текущего характера относятся безвозмездные поступления, безвозмездные перечисления, не отнесенные к поступлениям, перечислениям капитального характера. Материальные запасы не относятся к основным фондам, поэтому доходы от их поступления учитываются в данной ситуации по подстатье 191 "Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора" КОСГУ.
Данный вывод следует из Контрольных соотношений к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. Так, внутридокументальный контроль в таблице N 17 "Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710)" содержит взаимоувязку показателей расчетов между учреждениями разных уровней бюджетов для отражения операций по безвозмездному приему-передаче имущества. Например, в п. 15 данной таблицы показатели по счету 0 401 20 251 у передающей стороны должны соответствовать показателю 0 401 10 189 + 0 401 10 191 в учете учреждения-получателя.
Следовательно, при безвозмездной передаче активов между учреждениями состав группы и видов имущества должен быть идентичен у передающей и принимающей стороны, в дальнейшем при наличии потребности возможно отразить операции по реклассификации.
В соответствии с п. 9, п. 36 Инструкции N 174н перемещение объектов основных средств между группами и (или) видами имущества, а также реклассификация материальных запасов при изменении их целевого (функционального) назначения отражается в корреспонденции со счетом 0 401 10 172. В связи с тем, что корреспонденция счетов по реклассификации материальных запасов в состав основных средств не предусмотрена инструкциями по бухгалтерскому учету, ее необходимо согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкций N 174н.
Таким образом, безвозмездное поступление подаренного имущества, переданного в качестве материального запаса, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения может отражаться по подстатье аналитической группы подвида доходов бюджетов 197 следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 0 105 36 349 Кредит 0 401 10 191
- отражено принятие к учету объекта в состав материальных запасов;
2. Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 105 36 449
- отражено выбытие объекта из состава материальных запасов при реклассификации;
3. Дебет 0 101 Х4 310 Кредит 0 401 10 172
- отражено принятие к учету объекта в состав основных средств в рамках реклассификации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Булыгина Ольга

Ответ прошел контроль качества

31 октября 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.