Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Как в бюджетном учете органа местного самоуправления отразить операции по договору мены в рамках программы по переселению граждан, операции по приватизации муниципального имущества?

Как в бюджетном учете органа местного самоуправления отразить операции по договору мены в рамках программы по переселению граждан, операции по приватизации муниципального имущества?

Как в бюджетном учете органа местного самоуправления отразить операции по договору мены в рамках программы по переселению граждан, операции по приватизации муниципального имущества?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При приватизации и реализации по договору мены муниципального имущества Администрации округа необходимо отразить в учете операции по его переоценке до справедливой стоимости. Данные операции отражаются в корреспонденции со счетом 0 401 10 176 "Доходы от оценки активов и обязательств", конкретный порядок следует закрепить в учетной политике учреждения.
При заключении договора мены в учете учреждения должны быть отражены операции по реализации передаваемых квартир и по приобретению квартир аварийного жилого фонда.
Для отражения финансового результата от реализации основных средств используют подстатью 172 КОСГУ (п. 9.7.2 Порядка N 209н) в увязке со статьей 410 "Уменьшение стоимости основных средств" аналитической группы подвида доходов бюджетов.
Приобретение (выкуп) в государственную или муниципальную собственность объектов недвижимости, в т. ч. выкуп у собственников жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, отражаются по коду вида расходов 412 "Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность", увязанному со статьей 310 КОСГУ.

Обоснование вывода:
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Переселение граждан осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Как следует из вопроса, учреждение принимает на учет квартиру от гражданина путем заключения договора мены. Взамен гражданину из муниципальной казны предоставляется квартира. Как правило, органы местного самоуправления учитывают аварийный жилищный фонд и обменные квартиры на счетах имущества казны.
По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой (п. 1 ст. 567 ГК РФ). К договору мены применяются правила купли-продажи. Каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности (п. 1 ст. 568 ГК РФ).
Следовательно, при отражении договора мены учреждение должно отразить в учете операции:
- по реализации передаваемых квартир;
- по приобретению квартир аварийного жилого фонда.
Порядок отражения реализации имущества по договору мены не отличается от порядка отражения поступления и выбытия имущества по договору купли-продажи.
В отношении органов государственной власти (местного самоуправления), казенных учреждений специалисты Минфина России указывают, что такие субъекты, являясь получателями бюджетных средств, при заключении в рамках своих полномочий договоров (контрактов) не вправе предусматривать исполнение денежных обязательств, возникающих у сторон договоров (контрактов), иным образом, чем исполнение путем перечисления (оплаты) денежных средств. Это связано с тем, что доходы от оказания услуг, продажи имущества, принадлежащего казенному учреждению, являются доходами бюджета (ст. 41 БК РФ). Иное может быть установлено законом.
Операции по исполнению бюджета, осуществляемые участниками бюджетного процесса в рамках своих полномочий, учитываются на лицевых счетах, открываемых в Федеральном казначействе или соответствующем финансовом органе (ст. 220.1 БК РФ). Бюджетное законодательство предусматривает исполнение бюджета в денежном выражении (ст. 218, 219 БК РФ). Поэтому заключение органом государственной власти (местного самоуправления), казенным учреждением договора мены может послужить поводом для разногласий с контролирующими органами.
Нефинансовые активы имущества казны, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, отражаются в бюджетном учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен (п. 16 Стандарта "Государственная (муниципальная) казна", утвержденного приказом Минфина России от 15.06.2021 N 84н). Следовательно, стоимость квартир, учтенных в составе имущества казны, перед реализацией физическим лицам должна быть переоценена до справедливой стоимости.
Финансовый результат от оценки финансовых и нефинансовых активов и обязательств отражается по подстатье 176 "Доходы от оценки активов и обязательств" КОСГУ (п. 9.7.6 порядка, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н).
При переоценке объекта основных средств (в т. ч. объектов основных средств, отчуждаемых не в пользу организаций бюджетной сферы) сумма накопленной амортизации (при наличии), исчисленная на дату переоценки, может учитываться несколькими способами (п. 41 Стандарта "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н). По нашему мнению, поскольку результаты переоценки объекта до справедливой стоимости, как правило, предоставляет оценщик, учреждению целесообразно использовать вариант "б" п. 41 Стандарта "Основные средства", при котором накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, вычитается из балансовой стоимости объекта основных средств, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива.
Для учета расчетов по суммам доходов от операций с основными средствами предназначен одноименный счет 205 71 (п. 199 Инструкции N 157н). По общему правилу для отражения финансового результата от реализации основных средств используют подстатью 172 КОСГУ (п. 9.7.2 Порядка N 209н) в увязке со статьей 410 "Уменьшение стоимости основных средств" аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 69.3.1 Порядка N 82н).
Приобретение (выкуп) в государственную или муниципальную собственность объектов недвижимости, в т. ч. выкуп у собственников жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, отражаются по коду вида расходов 412 "Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность", увязанному со статьей 310 КОСГУ. Разъяснения содержатся в письме Минфина России от 28.02.2020 N 02-05-11/15732.
Таким образом, операции по договору обмена жилыми помещениями могут быть отражены в учете следующими записями.
1. При передаче квартиры гражданину:
1.1. Дебет КРБ 1 104 51 411 Кредит КРБ 1 108 51 410
- списана накопленная амортизация (при наличии) (п. 38 Инструкции N 162н);
1.2. Дебет КРБ 1 108 51 310 Кредит КДБ 1 401 10 176
- проведена переоценка остаточной стоимости объекта (при уменьшении стоимости оформляется обратная запись) (п. 38 инструкции N 162н);
1.3. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 108 51 410
- отражено выбытие квартиры в связи с реализацией;
1.4. Дебет КДБ 1 205 71 567 Кредит КДБ 1 401 10 172
- начислен доход от реализации квартиры (п. 78 Инструкции N 162н).
2. Поступление квартиры от гражданина в муниципальную казну:
2.1. Дебет КРБ 1 106 51 310 Кредит КРБ 1 302 31 737
- отражены вложения в квартиры аварийного жилого фонда (п. 31 Инструкции N 162н);
2.2. Дебет КРБ 1 108 51 310 Кредит КРБ 1 106 51 310
- приняты к учету квартиры аварийного жилого фонда после государственной регистрации прав (п. 38 Инструкции N 162н).
Бухгалтерские записи по отражению зачета обязательств при поступлении квартир по договору мены положениями Инструкции N 162н не предусмотрены, поэтому их применение необходимо согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции N 162н.
Корреспонденции счетов могут быть следующие:
Дебет КРБ 1 302 31 837 Кредит КРБ 1 304 06 731,
Дебет КДБ 1 304 06 831 Кредит КДБ 1 205 71 667
- отражен зачет обязательств при поступлении квартир по договору мены.
При раскрытии информации об операциях по оценке нефинансовых активов показатель финансового результата формируется по кредиту (дебету) номера счета 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 176. Разъяснения содержатся в подп. "б" п. 3.1 приложения 1 к письму Минфина России N 02-06-07/121653, Казначейства России N 07-04-05/02-31103 от 12.12.2022.
В соответствии с п. 36 Стандарта "Концептуальные основы", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н, для целей бухгалтерского учета активом признается имущество, которое принадлежит учреждению и (или) находится в его пользовании, контролируется им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.
Для целей бухгалтерского учета полезный потенциал, заключенный в активе, это его пригодность для использования самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения муниципальных функций (полномочий), обмена на другие активы, погашения обязательств, принятых учреждением (п. 37 Стандарта "Концептуальные основы").
Аварийное жилье, если оно уже не используется для проживания и не отвечает понятию "актив", не может быть учтено на счете 108 00. Такое имущество до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения) должно учитываться на забалансовом счете 02 (п. 335 Инструкции N 157н).
Списание аварийного жилья, если оно уже не используется для проживания, оформляется записями:
1. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 108 51 410
- списана остаточная стоимость объекта при его признании не соответствующим понятию "актив" (указанные бухгалтерские записи Инструкцией N 162н не предусмотрены, поэтому их применение необходимо согласовать в порядке п. 2 Инструкции N 162н), одновременно отражается увеличение забалансового счета 02;
2. уменьшение забалансового счета 02 - списан объект после демонтажа.
Из содержания писем Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-01-04/202, от 11.06.2008 N 03-05-04-01/24 следует, что приватизацию отдельных квартир в жилом доме можно рассматривать как частичную реализацию (ликвидацию) основного средства (жилого дома).
Например, в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон N 1541-1) граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе их приобрести. Согласно ст. 1 Закона N 1541-1 такая передача жилых помещений может происходить без взимания платы, то есть являться приватизацией жилых помещений. Однако несмотря на безвозмездность передачи жилых помещений, экономическую сущность этой хозяйственной операции следует рассматривать как реализацию недвижимости (основного средства).
Положения Инструкции N 162н не содержат конкретного порядка отражения выбытия недвижимого имущества казны при принятии решения о его приватизации, поэтому такую корреспонденцию учреждению следует определить самостоятельно и закрепить в учетной политике в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции N 162н. По нашему мнению, одним из вариантов отражения рассматриваемой ситуации в бюджетном учете может быть норма, определенная по аналогии с реализацией основных средств. Например, выбытие объектов основных средств при их продаже осуществляется с использованием счета 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (п. 10 Инструкции N 162н).
Как уже говорилось выше, стоимость квартир, учтенных в составе имущества казны, перед реализацией физическим лицам должна быть переоценена до справедливой стоимости. Поэтому и в случае с приватизацией в бюджетном учете необходимо также отразить переоценку квартир с применением подстатьи 176 "Доходы от оценки активов и обязательств" КОСГУ (п. 9.7.6 Порядка N 209н).
Приватизация в бюджетном учете может быть отражена следующими записями:
1. Дебет КРБ 1 104 51 411 Кредит КРБ 1 108 51 410
- списана накопленная амортизация (при наличии) (п. 38 Инструкции N 162н);
2. Дебет КРБ 1 108 51 310 Кредит КДБ 1 401 10 176
- проведена переоценка остаточной стоимости объекта (при уменьшении стоимости оформляется обратная запись) (п. 38 инструкции N 162н);
3. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 108 51 310
- списана остаточная стоимость приватизированных квартир (корреспонденцию необходимо согласовать в порядке п. 2 Инструкции N 162н).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Переоценка стоимости нефинансовых активов (для бюджетной сферы) (октябрь 2023);
- Вопрос: Отражение в Отчете (ф. 0503121) финансового результата от реализации основных средств, от оприходования неучтенного имущества и от выбытия имущества казны в результате приватизации (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2022 г.);
- Энциклопедия решений. Учет квартир в жилом доме (для бюджетной сферы) (октябрь 2023).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панкова Мария

Ответ прошел контроль качества

27 октября 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.