Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Учреждение закупает палеты для отопления станции (так как дрова не предусмотрены). На какую статью расходов отнести данный товар? Какое должно быть списание этих палетов, учитывая, что ими отапливается здание? Можно ли применить подстатью 343 КОСГУ?

Учреждение закупает палеты для отопления станции (так как дрова не предусмотрены). На какую статью расходов отнести данный товар? Какое должно быть списание этих палетов, учитывая, что ими отапливается здание? Можно ли применить подстатью 343 КОСГУ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В зависимости от выбранного учреждением порядка расходы на приобретение палет в целях отопления здания можно отнести на подстатью 343 "Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов" КОСГУ или на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.

Нормы расходования палет для отопления законодательством не установлены и разрабатываются учреждением.

В целях списания палет могут применяться Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) или Акт о списании материальных запасов ф. 0504230 или ф. 0510460. 

Обоснование вывода:

В целях отнесения расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы применяют Порядок N 209н.

В рассматриваемой ситуации учреждение приобретает палеты для отопления здания.

Как правило, палет (поддон) - это многооборотная тара (чаще всего деревянная, но может быть из пластика, металла), которая используется для транспортировки и хранения груза. Это унифицированная по размерам и грузоподъемности квадратная или прямоугольная подставка, на которой размещаются упаковки продукции. То есть данный объект изначально предназначен для использования не как топливный материал.

В данной ситуации, по нашему мнению, палеты не соответствуют критериям отнесения их к основным средствам, так как приобретаются в целях отопления здания, то есть не предназначены для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления (смотрите также п. 7 Стандарта "Основные средства" и Методические указания по его применению, доведенные письмом Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257).

Согласно п. 98 Инструкции N 157н, п. 7 Стандарта "Запасы" являющиеся активами материальные ценности, приобретенные (созданные) для потребления (использования) в процессе деятельности учреждения, используемые в текущей деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, относятся к материальным запасам. Кроме того, согласно п. 99 Инструкции N 157н тара для хранения товарно-материальных ценностей учитывается в составе к материальных запасов.

Согласно подп. 11.4 п. 11 Порядка N 209н отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса. Иными словами, для правильного выбора подстатьи КОСГУ принципиальное значение имеет не то, что именно приобретает учреждение, а для чего это будет использоваться. И в зависимости от конкретных обстоятельств, обуславливающих такие расходы, одни и те же материальные запасы могут быть отнесены на разные подстатьи статьи 340 КОСГУ.

В свою очередь, расходы на оплату договоров о приобретении (изготовлении) горюче-смазочных материалов, в том числе все виды топлива, горючих и смазочных материалов, присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, относятся на подстатью 343 "Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов" КОСГУ (п. 11.4.3 Порядка N 209н), тогда как на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ относятся расходы на оплату договоров о приобретении (изготовлении) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, не отнесенных на иные подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (п. 11.4.6 Порядка N 209н).

Также в соответствии с п. 118 Инструкции N 157н для учета горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) предназначен счет 0 105 03 000 "Горюче-смазочные материалы", на котором учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов: дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д. При этом перечень его является открытым.

Указанные в вопросе палеты прямо не поименованы в положениях Порядка N 209н, а также в явном виде не упоминаются в качестве топлива в Инструкции N 157н. Поэтому конкретный способ отражения подобных расходов, а именно применение соответствующей подстатьи КОСГУ следует закрепить на уровне учетной политики учреждения.

Вместе с тем в данном случае, если, например, идет речь о приобретение деревянных палет, которые используются только в целях отопления здания, полагаем, их можно рассматривать как твердое топливо по аналогии с дровами или как иные материалы, используемые в качестве топлива в соответствии с п. 118 Инструкции N 157н. В этом случае расходы на их приобретение можно отнести на подстатью 343 КОСГУ.

В то же время, учитывая неурегулированность ситуации, не исключаем, что учреждением может быть принято решение об отнесении расходов на подстатью 346 КОСГУ.

Ввиду отсутствия каких-либо разъяснений, а также во избежание претензий со стороны контролирующих органов выбранный учреждением порядок отнесения расходов на приобретение палет в целях отопления здания следует закрепить в положениях учетной политики.

В свою очередь, выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Способ определения стоимости материальных запасов при их выбытии необходимо применять в течение финансового года непрерывно (п. 108 Инструкции N 157н).

Единые нормы расходования твердого топлива, в том числе палет, при отоплении помещений законодательно не установлены. В то же время на уровне соответствующих публично-правовых образований могут быть разработаны и утверждены нормативы обеспечения государственных (муниципальных) учреждений твердым топливом. Требование о применении указанных нормативов в целях списания фактически израсходованного твердого топлива отсутствует. Вместе с тем при наличии указанных нормативов учреждение может использовать их (либо методику их определения) при разработке норм расходования твердого топлива, в частности, палет в целях его списания.

При отсутствии нормативов расхода палет на отопительный период в расчете на один квадратный метр отапливаемой площади либо при отсутствии порядка расчета указанного норматива, утвержденного на уровне публично-правового образования, норма расхода топлива может быть установлена учреждением самостоятельно по итогам контрольных замеров, проведенных комиссионно. При этом необходимо учесть нормы, указанные в нормативных документах к топливному оборудованию (котлу), а также фактический расход палет по прошлым годам (при наличии). К работе в комиссии должны быть привлечены специалисты конкретной области, работающие в учреждении и (или) привлеченные со стороны.

По результатам проведенных контрольных замеров устанавливаются нормы расхода топлива (палет) с учетом:

  • режима эксплуатации помещения с учетом соответствующих СанПиН;
  • климатических факторов (время года, погодные условия и т.д.).

Результаты проведенных комиссией замеров (испытаний) могут быть оформлены Актом контрольного замера, который составляется в произвольной форме.

Порядок документального оформления операций по выбытию палет необходимо установить в рамках учетной политики. В целях списания палет могут применяться Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) или Акт о списании материальных запасов ф. 0504230 или ф. 0510460. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Группировка материальных запасов по аналитическим счетам счета 105 00 "Материальные запасы" (для бюджетной сферы) (июль 2023 г.);
  • Энциклопедия решений. Учет горюче-смазочных материалов (для бюджетной сферы) (июль 2023 г.);
  • Энциклопедия решений. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ) (июль 2023 г.);
  • Вопрос: Как в бюджетном учреждении установить нормы для списания дров? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2022 г.)
  • Вопрос: По какому КОСГУ отразить расходы на приобретение древесных гранул пеллет: 343 или 346 КОСГУ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2022 г.) 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда 

Ответ прошел контроль качества 

13 сентября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.