Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение является администратором доходов в полном объеме. Как принимать к учету макулатуру, пластик, гофрокартон и иное вторичное сырье, если они образовались в результате ликвидации, а также ремонта основных средств? Какими проводками отразить их реализацию сторонним организациям?

Казенное учреждение является администратором доходов в полном объеме. Как принимать к учету макулатуру, пластик, гофрокартон и иное вторичное сырье, если они образовались в результате ликвидации, а также ремонта основных средств? Какими проводками отразить их реализацию сторонним организациям?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации принятие к бюджетному учету материальных запасов, отвечающих понятию "актив", отражается по дебету счета 105 00 "Материальные запасы" и кредиту счета:

  • 0 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления", если материалы остаются в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ;
  • 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами", если получены в результате ликвидации основных средств.

Списание суммы стоимости указанных материальных запасов при их реализации отражается по дебету счета 0 401 10 172.

В целях отражения расчетов по доходам от стоимости материалов может применяться счет 1 205 74 000 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами". Доходы от поступления в доход бюджета суммы стоимости материальных запасов отражаются с применением АнКВД 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" и КБК группы 000 1 14 02000 00 0000 000 "Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений...). 

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 35 Стандарта "Концептуальные основы" объектами бюджетного учета являются активы, обязательства, источники финансирования деятельности субъекта учета, доходы, расходы, иные объекты, в том числе факты хозяйственной жизни, установленные настоящим стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности. Понятие актива раскрывается в п. 36 Стандарта "Концептуальные основы..." и представляет собой имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Узлы (детали, составные части), поступающие в учреждение в результате ликвидации или ремонта основных средств, могут приниматься к учету в составе материальных запасов, если они:

  • пригодны к использованию в учреждении;
  • могут быть реализованы;
  • являются вторичным сырьем: металлолом, драгоценные металлы (серебросодержащие части оборудования), макулатура, полимерная пленка, дрова, ветошь и т.п.

Право оперативного управления на подобные материальные запасы у организаций бюджетной сферы возникает с момента их поступления (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

Соответственно, если имущество, образовавшееся в ходе ликвидации, ремонта основных средств, отвечает понятию актива, то оно должно учитываться на балансовых счетах казенного учреждения.

Пунктом 23 Инструкции N 162н прямо предусмотрено, что принятие к бюджетному учету материальных запасов (материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе демонтажа объектов нефинансовых активов, отражается по кредиту счета 0 401 10 199 "Прочие неденежные безвозмездные поступления". В свою очередь, оприходование материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения, отражается по кредиту счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами".

Таким образом, при отражении в бюджетном учете операций по ликвидации, ремонту объектов основных средств нужно оприходовать (в качестве прочих материальных запасов) демонтированные детали и запасные части, пригодные к дальнейшему использованию и (или) подлежащие реализации. Соответственно, данные нефинансовые активы подлежат учету на соответствующем счете аналитического учета счета 105 00 "Материальные запасы" (п. 98 Инструкции N 157н).

Согласно п. 34 Инструкции N 157н принятие к учету объектов нефинансовых активов осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Принятие к балансовому учету материальных запасов в данной ситуации может быть оформлено Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0510448) и Бухгалтерской справкой (ф. 0504833) в качестве бухгалтерского документа. Конкретный порядок документального оформления оприходования материальных запасов по результатам проведения ремонта или ликвидации основных средств необходимо закрепить в рамках учетной политики казенного учреждения.

Первоначальной стоимостью таких материальных запасов является их справедливая стоимость, определяемая методом рыночных цен (п. 22 Стандарта "Запасы"). В случае если определить стоимость образованных материальных запасов по каким-либо причинам невозможно, то такие активы отражаются в составе запасов в условной оценке "один объект - один рубль".

В свою очередь, для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных казенным учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам (по суммам предстоящих доходов), возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству РФ на него функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат предназначен счет 205 00 "Расчеты по доходам" (п. 197 Инструкции N 157н, п. 77 Инструкции N 162н). В частности, в учете учреждения начисление доходов бюджета, в том числе от реализации материальных запасов, осуществляется с использованием счетов 205 74 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами".

Согласно п. 9.7.2 Порядка N 209н операции, которые формируют финансовый результат от реализации активов, в частности материальных запасов, относятся на подстатью 172 "Доходы от операций с активами" КОСГУ. Списание материальных запасов при их реализации отражается по дебету счета 0 401 10 172 (п. 26 Инструкции N 162н). Однако для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатья 172 КОСГУ не применяется. Данная подстатья используется только для выявления финансового результата от операций с активами в целях бюджетного учета.

Доходы бюджета от реализации прочих материальных запасов отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" и относятся на подстатью 446 "Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)" КОСГУ (п. 12.2.4 Порядка N 82н, п. 12.4.6 Порядка N 209н) и КБК группы 000 1 14 02000 00 0000 000 "Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений...).

Начисление доходов в данной ситуации можно отразить по дебету счета 1 205 74 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами" и кредиту счета 1 401 10 172 (п. 78 Инструкции N 162н). Поступление средств от реализации материальных запасов на лицевой счет администратора бюджетных доходов отражается в соответствии с п. 91 Инструкции N 162н.

Таким образом, в бюджетном учете казенного учреждения могут быть оформлены следующие корреспонденции счетов:

1. Дебет КРБ 1 105 3Х 34Х Кредит КДБ 1 401 10 199

- отражено оприходование материальных запасов, образовавшихся в ходе проведения ремонтных работ;

2. Дебет КРБ 1 105 3Х 34Х Кредит КДБ 1 401 10 172

- отражено оприходование материальных запасов, полученных при ликвидации основных средств;

3. Дебет КРБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 105 3Х 44Х

- отражено списание суммы стоимости материальных запасов при их реализации;

4. Дебет КДБ 1 205 74 56Х Кредит КДБ 1 401 10 172

- отражено начисление доходов от реализации материальных запасов;

5. Дебет КДБ 1 210 02 446 Кредит КДБ 1 205 74 66Х

- отражено поступление на лицевой счет администратора доходов от реализации материальных запасов. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Оформление и отражение в учете учреждения ликвидации (демонтажа, утилизации) основных средств (август 2023 г.);
  • Энциклопедия решений. Поступление материальных запасов по результатам ремонта или списания (для бюджетной сферы) (август 2023 г.);
  • Энциклопедия решений. Учет операций по реализации металлолома (для бюджетной сферы) (август 2023 г.);
  • Путеводитель по формам документов для бюджетной сферы: учет и отчетность (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
  • 11 операций, документальное оформление которых для "бюджетников" не урегулировано: "первичка" в 1С и на бумаге (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, 2023 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда 

Ответ прошел контроль качества 

13 сентября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.