Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение заключило муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту кабинетов. Подрядчик нарушил сроки выполнения работ и принятые обязательства по определенным видам работ. Частями 6, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек. Казенное учреждение предоставило поставщику претензию о нарушении обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом на выполнение работ, в которой указано требование об уплате штрафа за нарушение обязательств по контракту. Казенное учреждение является получателем бюджетных средств, подведомственным учреждением администрации. Поставщик перечислил штраф в доход бюджета (денежные средства поступили администрации). Казенное учреждение не является администратором кассовых поступлений. Должно ли казенное учреждение начислить доход в сумме неустойки поставщика? Какими бухгалтерскими проводками должны отразить эти операции казенное учреждение и администрация (администратор кассовых поступлений)?

Казенное учреждение заключило муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту кабинетов. Подрядчик нарушил сроки выполнения работ и принятые обязательства по определенным видам работ. Частями 6, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек. Казенное учреждение предоставило поставщику претензию о нарушении обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом на выполнение работ, в которой указано требование об уплате штрафа за нарушение обязательств по контракту. Казенное учреждение является получателем бюджетных средств, подведомственным учреждением администрации. Поставщик перечислил штраф в доход бюджета (денежные средства поступили администрации). Казенное учреждение не является администратором кассовых поступлений. Должно ли казенное учреждение начислить доход в сумме неустойки поставщика? Какими бухгалтерскими проводками должны отразить эти операции казенное учреждение и администрация (администратор кассовых поступлений)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Казенное учреждение - получатель бюджетных средств может выполнять отдельные полномочия администратора доходов бюджета по начислению и учету платежей в бюджет в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета, в том числе начислять доходы от денежных взысканий (в том числе штрафов, пеней) за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных договоров, так как казенное учреждение является заказчиком по договору и осуществляет расчеты до полного исполнения сторонами своих обязательств по нему. 

Обоснование вывода:

Объем полномочий администраторов доходов бюджета и порядок их осуществления устанавливаются правовым актом главного администратора доходов бюджета (далее - ГАДБ), изданным в соответствии с бюджетным законодательством (п. 3 ст. 160.1 БК РФ). При этом возможен, в частности, следующий вариант наделения полномочиями по администрированию конкретных видов доходов бюджетов:

  • ГАДБ, являющийся одновременно ГРБС, оставляет за собой отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет;
  • подведомственное казенное учреждение - получатель бюджетных средств осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

При таком распределении полномочий казенным учреждением в бюджетном учете отражается начисление задолженности плательщиков перед бюджетом по уплате доходов (начисление доходов). А поступление доходов в бюджет отслеживает администратор кассовых поступлений - ГРБС.

Если казенное учреждение наделено только отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, то обмен информацией между ним и администратором соответствующих кассовых поступлений оформляется Извещением (ф. 0504805) (смотрите, например, п. 104 Инструкции N 162н).

Казенное учреждение, осуществляющее отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, извещает администратора кассовых поступлений об ожидаемых к поступлению в бюджет доходах и отражает в учете расчеты с администратором кассовых поступлений по дебету счета 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" в корреспонденции с кредитом счета 1 303 05 731 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" (пп. 104, 109 Инструкции N 162н).

При этом согласно прямой норме, установленной п. 9.4.1 Порядка N 209н, доходы от денежных взысканий (в том числе штрафов, пеней) за нарушение законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ и услуг, а также за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных договоров, отражаются по подстатье 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" КОСГУ.

Начисление задолженности в бюджетном учете казенного учреждения, наделенного отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, следует отражать в качестве начисления доходов по дебету счета 1 209 41 56Х "Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба" и кредиту счета 1 401 10 141 на основании решения контрагента добровольно заплатить неустойку за нарушение условий контракта.

Отражение в учете казенного учреждения (кредитора), не наделенного полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет, только на основании Извещения (ф. 0504805), оформленного администратором кассовых поступлений, осуществляется следующими бухгалтерскими проводками:

1. Дебет КДБ 1 209 41 56Х Кредит КДБ 1 401 10 141

- начислены доходы бюджета (отражена задолженность контрагента перед бюджетом);

2. Дебет КРБ 1 304 04 141 Кредит КДБ 1 303 05 731

- казенным учреждением оформлено и направлено в адрес администратора кассовых поступлений Извещение (ф. 0504805) с информацией об ожидаемых к поступлению доходах бюджета;

3. Дебет КДБ 1 303 05 831 кредит КДБ 1 209 41 66Х

- на основании поступившего в казенное учреждение Извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет отражено поступление денежных средств в доход бюджета с одновременным закрытием задолженности контрагента.

В бюджетном учете администратора кассовых поступлений в рассматриваемой ситуации возможны следующие корреспонденции счетов:

1. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КДБ 1 304 04 141

- на основании полученного Извещения (форма 0504805) отражена сумма расчетов по поступлениям в доход бюджета доходов, полученных в виде штрафа за нарушение обязательств по контракту;

2. Дебет КДБ 1 210 02 141 Кредит КДБ 1 303 05 731

- на лицевой счет администратора доходов зачислены суммы доходов, полученных в виде штрафа за нарушение обязательств по контракту.

При закрытии финансового года суммы завершенных в финансовом году расчетов по безвозмездной передаче (поступлению) финансовых активов (обязательств), учтенные на счете 304 04 "Внутриведомственные расчеты", должны быть отражены в учете казенного учреждения и администратора кассовых поступлений в бюджет в корреспонденции со счетом 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (п. 297 Инструкции N 157н; п.п. 109, 122 Инструкции N 162н). 

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Алафьева Елена 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга 

31 августа 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.