Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере По итогам проверки ГРБС выявлен факт о том, что в подведомственном бюджетном учреждении отсутствует Порядок учета переданных полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов при осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, в том числе формы первичных учетных документов, являющихся основанием для подтверждения статуса объекта, документы для передачи сформированных капитальных вложений в увеличение стоимости нефинансовых активов, порядок отражения объектов незавершенного строительства, вложений в объекты недвижимого имущества (далее - объекты капитальных вложений) и иные вопросы по учету капитальных вложений, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых ими в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий. Есть ли примерная форма утвержденного порядка? Каким образом в учетной политике бюджетного учреждения отразить порядок учета инвестиций по КФО 1 как у ПБС?

По итогам проверки ГРБС выявлен факт о том, что в подведомственном бюджетном учреждении отсутствует Порядок учета переданных полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов при осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, в том числе формы первичных учетных документов, являющихся основанием для подтверждения статуса объекта, документы для передачи сформированных капитальных вложений в увеличение стоимости нефинансовых активов, порядок отражения объектов незавершенного строительства, вложений в объекты недвижимого имущества (далее - объекты капитальных вложений) и иные вопросы по учету капитальных вложений, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых ими в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий. Есть ли примерная форма утвержденного порядка? Каким образом в учетной политике бюджетного учреждения отразить порядок учета инвестиций по КФО 1 как у ПБС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Бюджетным учреждением, наделенным полномочиями государственного заказчика, с учетом особенностей структуры учреждения может быть разработано приложение к учетной политике, содержащее ссылки на положения Инструкций N 162н и N 191н, график документооборота и формы документов для отражения операций, связанных с осуществлением данных полномочий.

Обоснование вывода:

Прежде всего следует отметить, что конкретный порядок по бюджетному учету бюджетных инвестиций в бюджетном учреждении законодательством не определен.

Передача полномочий государственного заказчика осуществляется в соответствии с требованиями ст. 79 БК РФ. Согласно п. 2 ст. 79 БК РФ бюджетные инвестиции в объекты госсобственности РФ осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ за счет средств федерального бюджета утверждены постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 13 (далее - Правила N 13).

В силу норм п. 4 ст. 79 БК РФ государственному бюджетному учреждению могут быть переданы полномочия государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность. Условия передачи полномочий и порядок заключения соглашений о передаче полномочий в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации устанавливаются соответственно Правительством РФ (абзац 2 п. 4 ст. 79 БК РФ).

Соглашение о передаче полномочий должно содержать в том числе положения, устанавливающие обязанность бюджетного или автономного учреждения по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности органу государственной власти как получателя бюджетных средств (абзац 3 п. 4 ст. 79 БК РФ).

Аналогичная норма закреплена в п. 4 приказа Минфина России N 162н, абзаце "а" п. 3 приказа Минфина N 191н, подп. "д" п. 13.1 Правил N 13, в соответствии с которой бюджетные учреждения обязаны вести бюджетный учет и формировать бюджетную отчетность в отношении фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении в рамках переданных полномочий государственного заказчика бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимости.

В целях учета бюджетными учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, операций по формированию (выбытию) фактически произведенных затрат (капитальных вложений (инвестиций) в объекты нефинансовых активов корреспонденции счетов предусмотрены в п.п. 31, п. 34, абзаце 2 п. 80, абзаце 6 п. 102, абзацах 2, 3 п. 111, абзаце 15 п. 102, абзаце 9 п. 156 Инструкции N 162н.

При этом из содержания п. 7 Стандарта "Учетная политика" следует, что в случае, если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, субъект учета (учреждение) по согласованию с учредителем и с финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности субъекта учета и (или) отчетности его учредителя, определяет такие правила в учетной политике исходя из требований Стандарта "Концептуальные основы".

Иными словами, в учетной политике предусматриваются правила отражения операций, для которых отсутствуют типовые корреспонденции счетов в Инструкциях по бухгалтерскому (бюджетному) учету.

Таким образом, в силу норм законодательства РФ бюджетное учреждение, которому переданы полномочия государственного заказчика, обязаны вести бюджетный учет и представлять бюджетную отчетность. При этом методология учета не содержит требования о внесении в учетную политику бюджетного учреждения порядка отражения операций, связанных с бюджетными инвестициями в объекты госсобственности, при наличии типовой корреспонденции счетов в Инструкции N 162н.

Вместе с тем считаем целесообразным отразить в учетной политике в качестве приложения Положение по учету переданных полномочий со ссылкой на требования Инструкций N 162н и 191н, график документооборота при осуществленных таких полномочий и формы первичных документов, применяемых для отражения данных операций.

Так, информация о затратах, осуществляемых организацией бюджетной сферы в ходе строительства, отражается в бюджетном учете на основании соответствующих первичных учетных документов, составленных по унифицированным формам либо содержащим обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; пп. 20, 25 Стандарта "Концептуальные основы...").

Исходя из положений Приложения N 5 к Приказу N 52н, передача капитальных вложений может быть оформлена Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). При этом при оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества между субъектами учета, используется также Извещение (ф. 0504805).

Согласно п. 318 Инструкции N 157н учет обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики. При этом следует учитывать требования к документам, предусмотренные порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства. Перечень документов, на основании которых возникают бюджетные и денежные обязательства у получателей средств федерального бюджета, установлен Приложением N 3 к Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 30.10.2020 N 258н.

В качестве документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства при санкционировании оплаты денежного обязательства за выполненные работ по строительству объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, в территориальные органы Федерального казначейства может представляться Акт (форма КС-2) (смотрите письмо Минфина России от 07.11.2016 N 09-02-08/65149).

Таким образом, бюджетным учреждением, которому переданы полномочия государственного заказчика, с учетом особенностей структуры учреждения может быть разработано приложение к учетной политике, в котором полагаем возможным отметить положения Инструкций N 162н и N 191н, касающиеся требований по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности органу государственной власти как получателю бюджетных средств, а также график документооборота и формы документов для отражения операций, связанных с осуществлением данных полномочий. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Путеводитель по бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
  • Энциклопедия решений. Учет по счетам санкционирования в бюджетном и автономном учреждениях (август 2023 г.);
  • Энциклопедия решений. Проблемные вопросы учета по счетам санкционирования (для бюджетной сферы) (август 2023 г.);
  • Энциклопедия решений. Бухгалтерские документы (для бюджетной сферы) (август 2023 г.);
  • Примерная форма Учетной политики для целей бюджетного учета в казенных учреждениях и органах власти на 2023 год (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
  • Примерная форма Учетной политики для целей бухгалтерского учета для бюджетных и автономных учреждений на 2023 год (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Булыгина Ольга 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
муниципальный советник 1 класса Селина Елена 

23 августа 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.