Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Является ли нарушением, если бюджетное учреждение здравоохранения не ведет учет драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании?

Является ли нарушением, если бюджетное учреждение здравоохранения не ведет учет драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Бюджетные учреждения должны вести учет драгоценных металлов, входящих в состав оборудования и иных материальных ценностей, в соответствии с установленными законодательством правилами. За нарушение правил учета драгметаллов предусмотрена административная ответственность. 

Обоснование вывода:

Требования по организации учета драгоценных металлов, содержащихся в составе покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей), установлены:

  • Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях";
  • Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее - Правила N 731);
  • Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н (далее - Инструкция N 231н).

В силу указанных документов все организации, независимо от их организационно-правовых форм (в т.ч. учреждения бюджетной сферы), обязаны вести учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая входящие в состав оборудования, иных материальных ценностей, а также содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов (например, использованная рентгеновская пленка) (п. 6 Правил N 731 и пп. 3, 5 Инструкции N 231н).

Вести учет драгметаллов, содержащихся в оборудовании и иных материальных ценностях, необходимо начиная от момента приобретения (поступления) до момента списания, и отражать эти данные в первичных документах, сопровождающих движение нефинансовых активов (пп. 11, 14 Инструкции N 231, п. 9.1 Правил N 731).

Первоначально сведения о содержащихся в оборудовании, иных изделиях (материалах) драгметаллах отражаются в Решении о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441). Данный документ составляет комиссия по поступлению и выбытию активов, созданная в учреждении на постоянной основе (далее - комиссия).

Информация о драгметаллах, входящих в состав покупных материальных ценностей, указывается в решении на основании сведений, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации). При отсутствии этих сведений (в отношении импортного, устаревшего отечественного оборудования) учет ведется по актам, составляемым на основе данных предприятий-разработчиков (изготовителей) или по решению комиссии на основе сведений о содержании драгоценных металлов в аналогичных изделиях (п. 12 Правил N 731, п. 8 Инструкции N 231).

Сведения о драгметаллах, входящих в состав основных средств, отражаются также в следующих первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета (приказы Минфина России от 30.03.2015 N 52н, от 15.04.2021 N 61н):

  • Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);
  • Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0510448) (данный документ применяется с 01.01.2024 либо ранее, если это предусмотрено в учетной политике учреждения);
  • Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031);
  • Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0509215); Инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0510216) (данные регистры применяются с 01.01.2024 либо ранее, если это предусмотрено в учетной политике учреждения).

Необходимо отметить, что для отражения сведений о драгметаллах, входящих в состав материальных запасов при их поступлении, первичного учетного документа приказами Минфина России от 30.03.2015 N 52н, от 15.04.2021 N 61н не предусмотрено. Порядок отражения соответствующей информации в учете целесообразно предусмотреть в учетной политике учреждения.

При выбытии материальных ценностей сведения о драгметаллах, содержащихся в нефинансовых активах, указываются в следующих документах:

  • Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440);
  • Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435).

Также согласно п. 12 Инструкции N 231 учет драгметаллов, содержащихся в материальных ценностях и находящихся в местах хранения (на складах), ведется в карточках складского учета материальных ценностей, книгах, журналах и иных документах, установленных локальными актами организации.

Согласно п. 4 Инструкции N 231 на основании данного документа в учреждении должны быть разработаны и утверждены регламенты, учитывающие специфику выполняемых учреждением операций с драгметаллами. Соответствующие положения целесообразно прописать в учетной политике учреждения (смотрите Примерную форму Учетной политики для целей бухгалтерского учета для бюджетных и автономных учреждений на 2023 год).

Учреждения здравоохранения при разработке регламента учета драгметаллов, содержащихся в медицинских изделиях, ином оборудовании и материальных запасах, также могут учитывать отдельные положения п. 27.2 Отраслевых особенностей, направленных письмом Минздравсоцразвития РФ от 12.07.2007 N 5435-РХ, в части норм, не противоречащих действующему законодательству. Несмотря на то, что этот документ содержит ссылки на утратившие силу нормативные акты, сам он не прекратил свое действие.

В силу п. 21 Порядка N 731 за нарушение правил учета драгоценных металлов и продукции из них предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 15.47 КоАП РФ, а именно:

  • на должностных лиц может налагаться административный штраф в размере от 20 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц - от 50 000 до 80 000 руб. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

  • Энциклопедия решений. Учет драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах (для бюджетной сферы). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сизонова Ольга 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья 

31 июля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.