Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В соответствии с контрактом заказчиком выступает министерство, а учреждение является получателем, т.е. учреждение получает от министерства безвозмездно объекты НФА (нефинансовые активы). По накладной от поставщика основные средства доставлены в учреждение и находятся на складе до момента получения от минимущества (передающей стороны) соответствующих документов, которые определенный промежуток времени находятся в стадии оформления и согласования. Возможно ли в такой ситуации в целях сохранности дорогостоящего оборудования учесть основные средства, фактически поступившие в учреждение без документов по передаче, на забалансовых счетах?

В соответствии с контрактом заказчиком выступает министерство, а учреждение является получателем, т.е. учреждение получает от министерства безвозмездно объекты НФА (нефинансовые активы). По накладной от поставщика основные средства доставлены в учреждение и находятся на складе до момента получения от минимущества (передающей стороны) соответствующих документов, которые определенный промежуток времени находятся в стадии оформления и согласования. Возможно ли в такой ситуации в целях сохранности дорогостоящего оборудования учесть основные средства, фактически поступившие в учреждение без документов по передаче, на забалансовых счетах?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рамках формирования учетной политики учреждение может закрепить порядок по учету объектов НФА до момента получения документов, подтверждающих безвозмездную передачу (в т.ч. Извещения (ф. 0504805)), на забалансовом счете 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению". Данный порядок необходимо согласовать с учредителем. 

Обоснование вывода:

Отметим, что при подготовке ответа мы не оцениваем правомерность осуществления операций по обеспечению автономных учреждений объектами НФА за счет средств иных организаций бюджетной сферы.

Под централизованным снабжением, как правило, понимают обеспечение материальными ценностями учреждения (грузополучателя) при осуществлении расчетов с поставщиками за эти поставленные ценности иным учреждением (заказчиком), уполномоченным (ответственным) на централизованное снабжение.

Централизованное снабжение может осуществляться, например, в адрес казенных учреждений. Порядок учета хозяйственных операций при таком способе обеспечения предусмотрен разделом 6 Инструкции N 162н. Основными же способами снабжения автономных учреждений является самостоятельная закупка товаров (работ, услуг). Именно поэтому нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет в автономных учреждениях, в том числе Инструкции N 183н, не предусмотрен детальный порядок организации учета операций по централизованному снабжению, в т.ч. типовые бухгалтерские записи.

Однако если в рассматриваемой ситуации автономное учреждение в соответствии с условиями контракта, заключенного Министерством (заказчиком), является грузополучателем нефинансовых активов, то данный факт хозяйственной жизни подлежит отражению на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Полагаем, что в этом случае учет поступающих объектов НФА допустимо осуществлять по аналогии с порядком отражения операций по централизованному снабжению казенных учреждений.

Так как в рассматриваемой ситуации основные средства поступают в учреждение напрямую от поставщика и на момент их приемки у организации-получателя отсутствуют документы, подтверждающими принятие решения о передаче оплаченного за счет средств бюджета имущества на праве оперативного управления и приемку-передачу имущества на основании такого решения, то учитывать их можно только за балансом.

В соответствии с п. 375 Инструкции N 157н для учета учреждением (грузополучателем) полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем Извещения (ф. 0504805) предназначен счет 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению". Однако, исходя из описания к данному забалансовому счету, он используется при расчетах между казенным учреждением и ГРБС, а также обособленным подразделением (филиалом) бюджетного (автономного) учреждения и учреждением, его создавшим.

Вместе с тем данные бухгалтерского (бюджетного) учета и сформированная на их основе отчетность должны быть сопоставимы у субъектов учета вне зависимости от типов государственных (муниципальных) учреждений, уровня бюджета бюджетной системы РФ (абзац 4 п. 19 Стандарта "Концептуальные основы", абзац 10 п. 3 Инструкции N 157н). Поэтому учреждение может взять за основу порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями для казенных учреждений, закрепить соответствующие положения в учетной политике, согласовав такой порядок с учредителем. Конкретно в учетной политике можно отразить следующий порядок учета материальных ценностей:

  • в случае, когда учреждение (грузополучатель) получает материальные ценности от поставщика до момента поступления Извещения (ф. 0504805) от учреждения заказчика, имущество может быть учтено на забалансовом счете 22;
  • после получения Извещения (ф. 0504805) материальные ценности списываются с забалансового счета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах;
  • в случае получения Извещения (ф. 0504805) и материальных ценностей одновременно оснований к забалансовому учету поставляемого имущества не возникает (п. 375 Инструкции N 157н). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Селина Елена 

Ответ прошел контроль качества 

2 июня 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.