Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В администрации поселения в должности муниципального служащего работал сотрудник, который по достижении пенсионного возраста и права на получение муниципальной пенсии перевелся с должности муниципального служащего на должность эксперта администрации. В настоящее время работник продолжает работать в должности эксперта (переведен, не муниципальная должность), но ему начисляется и перечисляется муниципальная пенсия из бюджета поселения согласно нормативному акту. По какому КОСГУ следует отражать выплаченную муниципальную пенсию?

В администрации поселения в должности муниципального служащего работал сотрудник, который по достижении пенсионного возраста и права на получение муниципальной пенсии перевелся с должности муниципального служащего на должность эксперта администрации. В настоящее время работник продолжает работать в должности эксперта (переведен, не муниципальная должность), но ему начисляется и перечисляется муниципальная пенсия из бюджета поселения согласно нормативному акту. По какому КОСГУ следует отражать выплаченную муниципальную пенсию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на выплату ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности либо должности муниципальной службы, которые относятся к публичным нормативным обязательствам, могут быть отражены в рассматриваемой ситуации по элементу видов расходов 312 "Иные пенсии, социальные доплаты к пенсиям" в увязке с подстатьей 264 "Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме" КОСГУ.

Если в данном вопросе идет речь не о выплате муниципальной пенсии за выслугу лет, а о выплате иных пособий, являющихся нормативным правовым обязательством, расходы на их выплату могут быть отражены с применением 313 "Пособия, компенсации, меры социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам" в увязке с подстатьей 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме" КОСГУ. 

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 5 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

  • пенсия за выслугу лет;
  • пенсия по старости;
  • пенсия по инвалидности;
  • пенсия по случаю потери кормильца;
  • социальная пенсия.

Пенсия за выслугу лет назначается гражданам, являющимся, в частности, федеральными государственными гражданскими служащими (п. 2 ст. 5 Федерального закона N 166-ФЗ).

Отметим, что правовые основы организации муниципальной службы РФ определены Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ). Статьей 23 Федерального закона N 25-ФЗ муниципальным служащим гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет. В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона N 25-ФЗ на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона N 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов РФ, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы.

В соответствии со ст. 6 БК РФ публичными нормативными обязательствами являются публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации. Исключением являются выплаты физическому лицу, предусмотренные статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В свою очередь, вывод об однозначном отнесении выплат, осуществляемых местными бюджетами, к публичным, публичным нормативным обязательствам, иным выплатам возможен лишь при детальном рассмотрении соответствующих правовых актов, устанавливающих такие выплаты на основании определений публичного нормативного обязательства и публичного обязательства, приведенных в рамках ст. 6 БК РФ (письмо Минфина России от 10.07.2019 N 02-05-12/51390). При этом специалисты финансового ведомства прямо указывают, что пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, относятся к публичным нормативным обязательствам (письмо Минфина России от 25.03.2020 N 02-04-10/23870).

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ, направленные на осуществление в пользу граждан, в том числе социальных выплат в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также мер социальной поддержки населения, являющихся публичными нормативными обязательствами, обобщает подгруппа 310 "Публичные нормативные социальные выплаты гражданам" (п. 53.3.1 Порядка N 82н).

При этом согласно прямой норме п. 53.3.1.1 Порядка N 82н расходы по пенсионному обеспечению (социальные доплаты к пенсиям), осуществляемые за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления отражаются по элементу видов расходов 312 "Иные пенсии, социальные доплаты к пенсиям" (далее - КВР 312).

По элементу вида расходов 313 "Пособия, компенсации, меры социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление в пользу граждан социальных выплат в виде пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также мер социальной поддержки населения, являющихся публичными нормативными обязательствами (п. 53.3.1.3 Порядка N 82н).

Таким образом, если в рассматриваемой ситуации идет речь об осуществлении расходов по выплате муниципальной пенсии, установленной нормативным актом публично-правового образования, а не о социальных выплатах, то расходы на выплату пенсии (доплаты к пенсии) за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности либо должности муниципальной службы, которые относятся к публичным нормативным обязательствам, отражаются с применением КВР 312.

Отметим, что Порядком N 209н прямо не урегулировано, по какой статье (подстатье) КОСГУ отражаются расходы по выплате сумм пенсий действующему сотруднику учреждения.

Вместе с тем условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим установлены ст. 7 Федерального закона N 166-ФЗ. Федеральные государственные гражданские служащие при наличии необходимого стажа государственной гражданской службы и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы. Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию (п. 3 ст. 7 Федерального закона N 166-ФЗ).

Таким образом, выплата пенсии за выслугу лет осуществляется только сотрудникам, уволенным с государственной (муниципальной) службы.

В свою очередь, п. 10.6.4 Порядка N 209н предусмотрено, что с применением подстатьи 264 КОСГУ отражается выплата пенсий, в частности, дополнительное ежемесячное обеспечение к пенсиям государственных служащих РФ, государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих.

Таким образом, несмотря на то, что выплата пенсии осуществляется действующему работнику, право на ее получении он приобретает именно в момент увольнения с муниципальной службы, поэтому, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации расходы на выплату ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности либо должности муниципальной службы, которые относятся к публичным нормативным обязательствам, могут быть отражены с применением КВР 312 в увязке с подстатьей 264 КОСГУ.

Вместе с тем, если в данном вопросе идет речь не о выплате муниципальной пенсии за выслугу лет, а о выплате иных пособий, являющихся нормативным обязательством, расходы на их выплату могут быть отражены с применением КВР 313 в увязке с подстатьей 262 КОСГУ. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда 

Ответ прошел контроль качества 

25 мая 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.