Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Имеет ли право бюджетное учреждение оказать благотворительную помощь участникам специальной военной операции за счет средств чистой прибыли по приносящей доход деятельности (собрать посылку, закупить материалы для пошива маскировочных сеток и др.)? Каков порядок действий? Какие проводки оформить в бухгалтерском учете?

Имеет ли право бюджетное учреждение оказать благотворительную помощь участникам специальной военной операции за счет средств чистой прибыли по приносящей доход деятельности (собрать посылку, закупить материалы для пошива маскировочных сеток и др.)? Каков порядок действий? Какие проводки оформить в бухгалтерском учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Бюджетное учреждение может использовать средства от приносящей доход деятельности, для оказания благотворительной помощи в натуральной форме гражданам, принимающим участие в СВО, на основании разработанного локального нормативного акта, предусматривающего порядок использования чистой прибыли учреждения на определенные цели.

Отражение в бухгалтерском учете таких операций возможно с применением счета 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы".

Ввиду неурегулированности данного вопроса на законодательном уровне порядок отражения бухгалтерских операций, передачи объектов НФА и документальное оформление необходимо закрепить в учетной политике учреждения. 

Обоснование вывода:

Одним из вариантов оказания благотворительной помощи мобилизованным сотрудникам и иным гражданам, принимающим участие в СВО, может быть передача объектов НФА в натуральной форме, приобретенных как за счет бюджетных средств по решению субъекта РФ, муниципального образования, так и за счет собственных средств бюджетных и автономных учреждений.

На федеральном уровне порядок осуществления таких закупок регламентирован постановлением Правительства РФ от 03.10.2022 N 1745. Не исключаем, что на уровне субъектов РФ и муниципальных образований приняты аналогичные нормативные акты.

Помимо деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания, бюджетные учреждения могут осуществлять приносящую доход деятельность. Доходы бюджетного учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Следовательно, за счет средств от приносящей доход деятельности могут осуществляться различные расходы бюджетного учреждения при соблюдении следующих условий:

  • расходы связаны с уставной деятельностью учреждения;
  • расходы предусмотрены Планом ФХД.

Вместе с тем контролирующими органами в ряде случаев может быть осуществлена проверка эффективности расходования средств, полученных от приносящей доход деятельности. Отметим, что административная ответственность за неэффективное использование средств, полученных от приносящей доход деятельности, в настоящее время не предусмотрена.

В рассматриваемой ситуации учреждением планируется приобретение материалов для изготовления собственными силами маскировочных сеток для последующей передачи в зону проведения СВО. Данные расходы не связаны с уставной деятельностью учреждения. Полагаем, что в этом случае во избежание разногласий с контролирующими органами учреждению необходимо разработать локальный нормативный акт, предусматривающий порядок использования средств от приносящей доход деятельности на определенные цели, согласовав его с учредителем.

Кроме того, необходимо внести соответствующие изменения в план ФХД по КФО 2.

Для учета вложений в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении применяется счет 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы". При этом нормой абзаца 1 п. 127 Инструкции N 157н прямо предусмотрено, что данный счет применяется не только в том случае, когда впоследствии нефинансовые активы будут приняты к учету в качестве таковых непосредственно учреждением-заказчиком, но и в случаях, когда речь идет о суммах произведенных капитальных вложений в нефинансовые активы, безвозмездно передаваемые в целях формирования стоимости нефинансовых активов.

По нашему мнению, данная ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете учреждения следующими записями:

1. Дебет 2 105 36 346 Кредит 2 302 34 73Х (2 208 34 66Х)

  • приобретены материалы для изготовления маскировочных сеток;

2. Дебет 2 106 34 346 Кредит 2 105 36 446

  • учтены вложения в объеме фактических затрат на изготовление маскировочных сеток;

3. Дебет 2 401 20 241 Кредит 2 106 34 446

  • отражена безвозмездная передача маскировочных сеток в зону проведения СВО.

В случае, когда безвозмездная передача объектов НФА в зону проведения СВО осуществляется не по конкретному договору или конкретному лицу, не исключаем, что по решению комиссии по поступлению и выбытию активов для оформления такой операции учреждение вправе использовать в качестве первичного документа форму Акта о приеме-передаче объектов НФА (ф. 0510448), подписанного в одностороннем порядке.

По нашему мнению, ввиду неурегулированности данного вопроса на законодательном уровне порядок отражения бухгалтерских операций, передачи объектов НФА и документальное оформление необходимо закрепить в учетной политике учреждения. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Селина Елена 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга 

2 мая 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.