Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетным и автономным учреждениям из бюджета выделяются субсидии на выполнение задания учредителя на очередной год и плановый период. Какими бухгалтерскими записями в учете бюджетного и автономного учреждения отражаются операции по переносу сумм доходов будущих периодов со счета 401 49 на счет 401 41? Какие сумму должны попадать в обороты текущего года 401 41, а какие на будущие периоды 401 49? Какими бухгалтерскими записями на счетах санкционирования расходов отражаются суммы поступающих из бюджета доходов?

Бюджетным и автономным учреждениям из бюджета выделяются субсидии на выполнение задания учредителя на очередной год и плановый период. Какими бухгалтерскими записями в учете бюджетного и автономного учреждения отражаются операции по переносу сумм доходов будущих периодов со счета 401 49 на счет 401 41? Какие сумму должны попадать в обороты текущего года 401 41, а какие на будущие периоды 401 49? Какими бухгалтерскими записями на счетах санкционирования расходов отражаются суммы поступающих из бюджета доходов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Нормативные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат обязательных требований для бюджетных и автономных учреждений по применению счетов 401 41 и 401 49. Применение указанных счетов является правом бюджетных и автономных учреждений, в целях реализации которого необходимо самостоятельно разработать порядок применения счетов 401 41 и 401 49, согласовав его с учредителем (финансовым органом) и закрепив в учетной политике.

Учет операций по аналитическим счетам счета 500 00 "Санкционирование расходов" ведется по финансовым периодам, в соответствии с нормами Инструкции N 157н, Инструкции N 174н, Инструкции N 183н и не зависит от применения учреждениями счетов 401 41 "Доходы будущих периодов к признанию в текущем году", 401 49 "Доходы будущих периодов к признанию в очередные года". 

Обоснование вывода:

Бюджетным и автономным учреждениям из бюджетов бюджетной системы РФ выделяются субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (ст. 78.1 БК РФ). Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

Начисление доходов, получаемых учреждением в форме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемых в сумме заключенного соглашения, отражается: дебет счета 4 205 31 561 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)" и кредит счета 4 401 40 131 "Доходы будущих периодов от оказания платных услуг (работ)" (п. 93 Инструкции N 174н, п. 96 Инструкции N 183н).

При этом применение счетов 401 41 "Доходы будущих периодов к признанию в текущем году", 401 49 "Доходы будущих периодов к признанию в очередные года" осуществляется учреждениями в соответствии с положениями учетной политики и требований по раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 301 Инструкции N 157н). Таким образом, применение счетов 401 41 и 401 49 возможно, только если учреждение такой порядок закрепило непосредственно в учетной политике, а порядок раскрытия информации по таким счетам в бухгалтерской отчетности согласован с учредителем (финансовым органом) (смотрите, например, письмо Минкультуры России от 18.01.2022 N 37-04-5, подп. 28 п. 6 письма Минфином Московской области от 08.12.2021 N 24Исх-13278/04).

Отметим, что учетной политикой также следует предусмотреть и детальный порядок применения данных счетов, в том числе и корреспонденции счетов, с соблюдением правил, установленных п. 4 Инструкции N 174н, п. 5 Инструкции N 183н.

Так, например, учетной политикой может быть предусмотрено, что в случае заключения соглашения о финансовом обеспечении выполнения государственного (муниципального) задания в конце финансового года на очередной финансовый год и плановый период в учете учреждения сумма субсидии на три года может быть отражена по дебету счета 4 205 31 561 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)" и кредиту счета 4 401 49 131 "Доходы будущих периодов к признанию в очередные года". В первый рабочий день очередного года доходы будущих периодов, которые относятся к текущему году, переносятся со счета 401 49 "Доходы будущих периодов к признанию в очередные года" на счет 401 41 "Доходы будущих периодов к признанию в текущем году". При этом по кредиту счета 401 49 "Доходы будущих периодов к признанию в очередные года" продолжают учитываться доходы планового периода (первого и второго года, следующих за текущим годом). Дополнительно следует разработать порядок корректировки информации на счете 401 49 при заключении в конце текущего финансового года между учредителем и учреждением нового соглашения на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, в котором также указывается объем выделяемой учреждению субсидий на очередной год и на плановый период.

Еще раз подчеркнем, что нормативные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат обязательных требований для бюджетных и автономных учреждений применения счетов 401 41 и 401 49. Применение указанных счетов является правом бюджетных и автономных учреждений, в целях реализации которого необходимо самостоятельно разработать порядок применения счетов 401 41, 401 49, согласовав его с учредителем (финансовым органом) и закрепив в учетной политике.

В частности, может быть установлен следующий порядок совершения бухгалтерских записей по поступлению доходов в размере выделяемой учреждению из бюджета субсидии на выполнение задания учредителя:

1. Дебет 4 205 31 561 Кредит 4 401 49 131

  • отражено начисление доходов будущих периодов по субсидиям на выполнение государственного (муниципального) задания*(1);

2. Дебет 4 401 49 131 Кредит 4 401 41 131*(2)

  • отражен перенос сумм доходов будущих периодов;

3. Дебет 4 201 11 510 Кредит 4 205 31 661,

одновременно отражается увеличение забалансового счета 17 (КДБ 130, КОСГУ 131)

  • отражено поступление субсидии текущего года на выполнение государственного (муниципального) задания на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения;

4. Дебет 4 401 41 131 Кредит 4 401 10 131

  • отражено признание показателей финансового результата текущего года по использованию средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

На счетах санкционирования расходов ведется учет сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД) бюджетного (автономного) учреждения показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам), принятых (отложенных) учреждениями обязательств (денежных (авансовых) обязательств) (п. 308 Инструкции N 157н). По этим счетам предусмотрено четкое разграничение в разрезе аналитических групп синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам. Так, обязательства текущего финансового года отражаются в учете по аналитической группе 10 "Санкционирование по текущему финансовому году" (п. 309 Инструкции N 157н). В свою очередь, обязательства года, следующего за текущим, отражаются в учете по группе 20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)", 30 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)".

Учет плановых показателей по доходам и расходам, принятых обязательств, денежных обязательств ведется по финансовым периодам по правилам, установленным Инструкцией N 157н, Инструкцией N 174н, N 183н и не зависит от решения учреждения о применении счетов 401 41 "Доходы будущих периодов к признанию в текущем году", 401 49 "Доходы будущих периодов к признанию в очередные года".

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся (п. 312 Инструкции N 157н). Переносу на следующий год не подлежат показатели, сформированные по счету 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения".

Таким образом, на счетах санкционирования расходов выделение субсидии учреждению может отражаться следующим образом:

1. Дебет 4 507 20 131 (4 507 30 131) Кредит 4 504 20 131 (4 504 30 131)

  • отражены плановые назначения по доходам на первый и второй год, следующие за текущим годом;

2. Дебет 4 507 10 131 Кредит 4 504 10 131

  • отражены плановые назначения по доходам текущего года;

3. Дебет 4 508 10 131 Кредит 4 507 10 131

  • отражено полученное финансовое обеспечение текущего финансового года по субсидии на выполнение задания учредителя. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сильвестрова Татьяна 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина 

11 апреля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Бухгалтерской записью отражается сумма доходов, выделенных на очередной финансовый год и плановый период при заключении соглашения в конце текущего финансового года на следующий год.

*(2) На счете 401 41 отражаются суммы доходов будущих периодов, которые подлежат признанию в составе доходов текущего года и отнесению на счет 401 10 в текущем году (размер субсидии, которая будет перечислена из бюджета учреждению в текущем финансовом году). По кредиту счета 401 49 отражаются суммы субсидии, которые будут выделены учреждению в плановом периоде.